«Умный город» не для глупых водителей

Форум «Умный город — Умная страна», прошедший в конце июля, стал этому подтверждением. Три тысячи человек из 78 регионов России собрались в Казани, чтобы обсудить ход инфраструктурных проектов для городской среды, поделиться успехами и идеями. Это в пять раз больше, чем на прошлогоднем форуме в Мурманске. Очевидно, что и бизнес, и городские власти видят в «Умных городах» возможности для развития.

«Умный город» не для глупых водителей
© It-world

Радий Хабиров, глава Республики Башкортостан: «“Умный город” — конечно, не мечта. Это идеал, к которому все должны стремиться. Поэтому “Умный город” — это единая платформа, где все элементы, включая плату и контроль за жилищно-коммунальными ресурсами, “безопасный город”, транспорт и т. д., будут гармонично взаимодействовать между собой».

Стратегическим партнером форума выступила компания «Русатом Инфраструктурные Решения» (РИР) — один из серьезных игроков на рынке продуктов для «Умных городов», отличающийся широтой охвата и амбициями.

Так, по словам Елены Семеновой, директора по GR компании, «РИР представлен не только в 19 «атомных» городах, но и в 129 «неатомных». «Решений много: это и платформа “Умный город”, и “Цифровое ресурсоснабжение”, и “Смарттуризм” и другие. В прошлом году количество инфраструктурных решений РИР умножилось благодаря покупке 75% акций компании “Городские технологии”, а также приобретению около 40 цифровых продуктов, в том числе в области весогабаритного контроля, интеллектуальных транспортных систем и других. Но вишенка на торте разработок “Городских технологий” – это, конечно, система организации парковочного пространства и видеонаблюдения», – пояснила она.

Директор проектного офиса «Интеллектуальные транспортные системы» АО «Русатом Инфраструктурные Решения» Ольга Маслова так начала свое выступление на форуме: «“Умные” парковки! Почему? Потому что у РИР лучшее решение по организации транспорта. Решение, которое работает в 21 городе России и в двух странах ближнего зарубежья».

Ольга Маслова настаивает, что для организации «умного» парковочного пространства их решение должно продаваться по сервисной модели – как наиболее комфортной для муниципального бюджета, поскольку без руководства города организовать парковочное пространство практически нереально. Это выглядит логично, учитывая опыт больших городов. История платных парковок насчитывает десятки лет: первое в мире устройство для приема оплаты за парковку было установлено в Оклахома-Сити в 1935 году, после чего довольно быстро паркоматы распространились во всех крупных городах США, а затем и всего мира.

Интересно, что всегда этот процесс сопровождался недовольством населения. Современные реалии не исключение. Вот, например, что показал опрос, проведенный в феврале 2023 года среди жителей Анапы:

«Я буду искать, естественно, бесплатную парковку, заезжать во двор или еще куда-то, потому что я местный житель, живу очень давно здесь. Если это будут отдельно отведенные платные парковки, я согласен, а если сделать их везде – категорически против». «Это подходит для определенного круга лиц, так что по-любому для граждан это будет хуже. Такие стоянки надо строить многоуровневые и за счет бюджета, никак иначе. А то понаставят платных – и в бюджет пойдет много денег, а что толку?»

А вот что пишет сайт «Блокнот-Анапа»:

«Превращение городских улиц в одну большую платную парковку – это просто возможность некоторых предприимчивых людей брать деньги за то, что вчера еще было бесплатным, — вот первое, что приходит в голову, когда вы слышите, что эту идею планируют реализовать в вашем родном городе. На самом деле это не так.

Парковочное пространство — это эффективный инструмент управления транспортом города, средство для сбора аналитики транспортных потоков и только в третью очередь — способ пополнения бюджета. Особенно актуально это для муниципалитетов городов, в которых есть исторический центр с его плотной застройкой. Очевидно, что перестроить город нельзя. Значит, надо сделать так, чтобы было меньше машин. Сегодня многие москвичи подтвердят, что в короткие переезды лучше пускаться на электросамокате. Кроме того, платные парковки стимулируют переход на альтернативные виды транспорта — общественный, каршеринг и такси, а также электротранспорт. Мировой опыт парковок это тоже подтверждает.

Тот же самый опыт показывает, что эффект от создания локальных парковок, которыми предлагают заняться властям, скорее отрицательный. Они никак не влияют на главную проблему центра городов — трафик, даже создают условия для его роста. Довольно быстро центр города оказывается окончательно заблокированным.

Об этом мало кто говорит, но платное парковочное пространство стимулирует водителей перестать беззаботно бросать машины в местах скопления транспорта, пока другие нарезают круги в поисках свободного места. Этот процесс совсем недавно происходил на наших глазах в Москве. После того, как в пределах Садового кольца практически исчезли бесплатные парковочные места, в центр города стало въезжать на 20% машин меньше, подсчитал урбанист, автор проекта “Город для людей” Аркадий Гершман. А для того, чтобы снизить недовольство горожан, нужно показать, на что тратятся эти безумные деньги от парковок. Москва визуализирует объемы полученных средств и те мероприятия по благоустройству, которые на эти средства реализуются. Посмотрите на сайт Москвы, и вы увидите, что парковки позволяют повышать лояльность граждан».

Система, предлагаемая РИР, в том, чтобы организовать цифровой порядок на улицах городов. Ольга Маслова: «Если мы возьмемся за этот проект, говорят в компании, то прежде всего начнем с планирования баланса размещения парковок. Это как с “умными” светофорами: сделаешь улицу с “зеленой волной” — забьешь улицы, которые следуют за ней. Так же и с парковками: организуешь платные парковки на одной дороге — запрудишь все соседние улицы, включая дворы. Поэтому структурирование “умного” парковочного пространства — задача для командной работы государственного заказчика и исполнителя. Возможно, переход к управлению ресурсами на основе искусственного интеллекта сможет сделать использование каждого парковочного места максимально продуктивным. В рамках компьютерного зрения в “Русатом Инфраструктурные Решения" разработали и внедрили гибридный комплекс фотофиксации, который позволяет работать в двух режимах – как парковочная камера и детектор транспорта. Теперь, внедряя проекты парковок, города смогут использовать парковочные камеры для “интеллектуальных” транспортных систем, мониторинга, поиска и розыска в рамках необходимости обеспечения дополнительных мер безопасности. Умные парковки будут развиваться и внедряться во всех муниципальных образованиях, и нам уже сейчас нужны методика и единые стандарты в отношении парковочного пространства. А мы, как государственная организация и владелец широко применяемого решения, безусловно, поможем своей экспертизой, компетенцией и опытом».

Ценность форумов, особенно проходящих в их рамках локальных сессий, — в возможности дискуссий и диалогов. После Ольги Масловой слово взял глава республики Татарстан Рустам Минниханов. Его подход к проблеме в корне отличается от предлагаемых РИР решений и ближе к методике, которой придерживаются при организации движения в Лондоне: «это дорога, по ней надо ехать, нечего на ней стоять». Рустам Минниханов заявил, что платные или бесплатные парковки — все они мешают движению. Лучше развивать общественный транспорт и принуждать автолюбителей оставлять свои машины на окраине. «Европейские исследования говорят, что в Европе молодежь вообще не хочет получать водительские права. И это определяет тренды», – заключил он.

В свою очередь Ольга Маслова предположила, что если мы и придем к повсеместному использованию в городах общественного транспорта, то точно не сейчас. «У нас ушло 15 лет, чтобы люди изменили отношение к правилам уличного движения на уровне подсознания. Когда мы говорим про “Умный город”, мы говорим о комфортной среде. Но просто так мы стереотипы не поменяем. С точки зрения переходного периода, закручивание гаек не помогает», – уверена она.

* * *

Похоже, стороны друг друга не убедили, и, вполне возможно, в ближайшее время мы увидим как минимум два различных подхода к организации городского движения. Впрочем, в любом случае автолюбителей ждут перемены и в «Умных городах» их жизнь уже не будет прежней.