Войти в почту

Таможня России: плательщик, рассчитайся!

2023 год начался с дефицита бюджета. И государство в поисках дополнительных денег внимательнее изучило номенклатуру товаров, пересекающих границу вместе с согражданами.

Таможня России: плательщик, рассчитайся!
© It-world

Маркетплейсы оцифровали своих клиентов

Первыми жертвами внимательности таможенных служб стали посылки из иностранных маркетплейсов – задержки доставки покупателям сегодня могут составлять от нескольких дней до месяца.

Началось всё с технического момента: раньше в одну таможенную декларацию объединялось до 500 посылок, теперь же, со дня вступления в силу Приказа ФТС России № 112, – только до 100. К тому же таможенные службы внимательно сравнивают данные получателя с базами МВД РФ, отсекая отправления, оформленные с указанием несуществующих паспортных данных получателя. Такая внимательность позволяет отделить товары частных покупателей от коммерческих партий, которые уводятся от уплаты таможенных пошлин.

Правда, изменение практики привело к тому, что на таможне регулярно застревают тысячи тонн посылок. Объем работ существенно вырос, а программное обеспечение таможни в полной мере с ним не справляется. Весной текущего года был введен новый продукт в Единую информационную систему таможенных органов (ЕИС ТО), расширяющий возможности цифровизации, электронного оборота документов, но его работа с экспресс-перевозчиками до сих пор не отлажена, свидетельствует Владимир Саркисов, президент Ассоциации экспресс-перевозчиков.

Однако россиян поджидал и другой сюрприз. Таможня заинтересовалась автомобилями, растаможенными в Киргизстане и Казахстане.

Учет и расчет

Санкции и контрсанкции привели к тому, что политические противники дали возможность заработать третьим странам, которые от неожиданного дохода отказываться не стали, но и придираться к поставщикам, везущим товар в Россию, и к информации о его таможенной стоимости тоже. Особенно ярко проявилось это с растаможиванием автомобилей. Внезапно к лету текущего года выяснилось, что многие ввезенные в 2022-23 гг. автомашины могут быть арестованы за неуплату таможенных платежей. В 2022 году в нашу страну въехало 443 тыс. автомобилей, владельцами 50,5% которых были физлица. Причем некоторые из них для личного пользования ввозили по 10 и более машин, а указанная в таможенных декларациях стоимость могла быть в 2–5 и более раз ниже рыночной, не считая экономии на утилизационном взносе.

До начала СВО стоимость ввозимых в РФ импортных авто была хорошо известна таможенным органам. Теперь, когда европейские машины стали вытесняться китайскими, у импортеров появилось широкое поле для ценовых фантазий: объявленная стоимость бывает ниже реальной на 30-50 и даже 70%. К тому же стало понятно, что ФТС России и Государственная таможенная служба Кыргызской Республики не имеют общей электронной базы по уплаченной пошлине, а следовательно, быстро проверить информацию по каждой машине и таможне и по ГИБДД невозможно – нужно время на отправку запроса и получение ответа. Так что компанию китайским авто быстро составили и европейские марки. Например, в Бишкеке растаможенный гибрид Geely Monjaro можно купить за $33 тыс., а спустя 7-10 дней эта же машина с российским ПТС продается как минимум за $41 тыс. в рублевом эквиваленте.

И это без учета незатейливой махинации с утилизационном взносом. При ввозе в РФ машины частным лицом этот сбор составит порядка 3400 рублей (коэффициент – 0, 17 от базовой суммы 20 тыс. рублей), а юридическое лицо должно заплатить за каждое авто 260 тыс. рублей (коэффициент – 12,98). Однако 26 ноября 2019 года Верховный суд решил, что два проданных частным лицом авто могут считаться ввезенными в личных целях (п. 38 Постановления Пленума Верховного суда № 49 от 26.11.2019 г.). Продажа большего числа автомобилей уже будет рассматриваться как коммерческая деятельность, с соответствующим доначислением утилизационного сбора и других таможенных платежей. Но для этого потребуется решение суда, что дело долгое. Однако ситуация заставляет ФТС заняться выявлением оптимизаторов таможенных сборов, а ГИБДД из-за неправильно уплаченных таможенных платежей может отозвать ПТС авто.

Впрочем, под раздачу попали владельцы электрокаров, которые приобрели автомобили в последние три года. Дело в том, что Минпромторг РФ дал разъяснение для таможни (Письмо от 5 апреля 2023 N КА-34219/20), что понижающие коэффициенты для физических лиц действуют только для машин с двигателем внутреннего сгорания. Иными словами, электрокары под льготу не попадают и их владельцы должны оплатить полную сумму сбора – от 30 тыс. до 117 тыс. рублей.

Как завалить арбитражный суд исками от таможни

Впрочем, таможня нашла еще одну управу на своих декларантов, обратив внимание на компании, которые ввозят в Россию товар по так называемому параллельному импорту. И решила, что импорт может быть каким угодно, а нарушать авторское право негоже.

Поэтому контрафактный товар также строго отслеживается через ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) и другие источники о выявленных ранее случаях подделки поставляемых товаров.

Так как часто по параллельному импорту товар попадает к границам России через цепочку посредников, то поставщик может быть не в курсе, что товар контрафактный, однако ответственность все равно будет вести. Поэтому управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнёры» Владислав Варшавский советует поручать оформление документов профессионалам, которые и проверят историю продукта.

С 2020 года таможня стала проявлять пристальное внимание к лицензионным платежам за использование прав интеллектуальной собственности. Счетная палата установила, что разница между таможенной суммой этих платежей и налоговыми данными о стоимости лицензии составляет 98,5 млрд рублей, после чего таможня стала выставлять претензии российским компаниям – владельцам лицензии в России – и доначислять таможенные платежи. Ну а чтобы юристам жизнь медом не показалась, претензии выставляются не в общем по представленной декларации, а по каждой строчке в документе. То есть в одном иске оказывается сразу сотня претензий к компании. И суды стали выносить решения в пользу Таможенной службы, ибо разобраться в таком количестве требований ФТС становится проблематичным. Хотя ранее практика была совсем другой.

Методы Федеральной таможенной службы с каждым днем все более изысканны, и налогоплательщикам самостоятельно с ней контактировать становится все сложнее и дороже, а услуги специалистов все нужней и, возможно, тоже станут дороже. Но не настолько, как услуги ФТС.