Войти в почту

Дептранс: разбросанные в Москве  самокаты и велосипеды отправят на спецстоянку

Обновлено в 14:50

Дептранс: разбросанные в Москве  самокаты и велосипеды отправят на спецстоянку
© BFM.RU

Московский Дептранс объявил, что неправильно припаркованные и брошенные арендные и личные самокаты и велосипеды, которые мешают движению, будут эвакуироваться на спецстоянку.

В ведомстве объяснили, что контролировать соблюдение правильности парковки будет ЦОДД, а перемещать — на спецстоянки «Московский паркинг». После эвакуации технику смогут забирать только владельцы, предоставив документы на собственность на каждое транспортное средство.

Говорит велосипедист Никита Маков. Он главный редактор сайта о горных байках Twentysix.ru и ездит на работу на велосипеде:

Никита Маков главный редактор Twentysix.ru «Я, во-первых, при всем уважении к Дептрансу, не очень понимаю, как это будет реализовано, потому что если мы говорим про арендные самокаты и велосипеды, там в правилах пользования написано, что вы их должны обязательно оставлять на велопарковках. У них есть GPS. Каким образом они собираются эвакуировать личные велосипеды и самокаты, которые стоят не на парковках, я не понимаю, прежде всего в том, что касается законотворчества под это. Насколько я понимаю, в законодательстве нигде ничего такого не прописано. Самое главное, у них как это все звучит: брошенная как попало техника отправится на спецстоянку. В законодательстве нет определений относительно того, что значит брошенное как попало. То есть это будет, вероятно, определять конкретный сотрудник Дептранса, на основе чего он это будет определять? Я точно так же не очень понимаю, на основе чего будет осуществляться эвакуация, то есть могу приехать к друзьям, оставить велосипед где-то, где, на мой взгляд, он не будет никому мешать, а на взгляд сотрудника Дептранса он может оказаться мешающим, после этого я выхожу, велосипеда не вижу и дальше должен выяснять, что с ним случилось. Сразу две проблемы: возможен рост коррупционной составляющей, когда какой-то сотрудник может лично определять. Вопрос еще в том, что если он пристегнут замком и для его эвакуации этот замок нужно удалить, это, на самом деле, порча чужого имущества по законодательству. Если мы говорим про личные велосипеды, электросамокаты, я даже не могу вспомнить в своей практике случаи, чтобы их так разбрасывали, чтобы они кому-то всерьез мешали. В силу того, что их достаточно мало, мало кто их просто так оставляет на улице. По прокатным вопросов нет, в этой связи вообще не очень понятно, что хочет Дептранс».

Комментирует исполнительный директор велопешеходной ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес:

— В Москве традиционно это государство в государстве, где Дептранс и мэрия города определяют и часто очень хорошо регулируют то, что в других городах России регулируется исключительно федеральным законодательством. Нам кажется, что самое правильное — маркировка, причем лучше всего не на тротуарах, где мало места, а на проезжей части, там, где парковки для автомобилей. В Израиле нарисованы квадратики, место парковки электросамоката или велосипеда нанесено на проезжей части или на тротуаре, а уже в приложениях указана приблизительно точка. Но точка всегда неточно все-таки там, пять-семь метров разброс. Либо ты ставишь где-то произвольно, но тогда риск того, что ты можешь кому-то помешать и получить штраф, поэтому ты фиксируешь велосипед, фото зафиксировал, поставил где-нибудь у края тротуара, где есть место и никому не мешает, и спокойно идешь дальше, чтобы, если потом придет штраф, ты мог его оспорить.

— На московскую почву лег бы такой сценарий?

— Мне кажется, да, потому что в Москве широкие тротуары, где можно найти место, нанести аккуратную маркировку и определить правила, они тоже не очень сложные. Я думаю, что как только будет массовая культура, потому что основное все-таки количество тех самокатов, которые оставляют на улице, это кикшеринговые, все остальные тоже это увидят. Плюс система штрафов, а можно сделать административную систему штрафов, это сложно и долго, а можно с операторами договориться и сказать: «Вот, пожалуйста, внесите в ваше пользовательское соглашение те или иные положения». Тогда сами операторы будут штрафовать.

Будут ли власти срезать велосипедные замки с личного транспорта, если он будет припаркован неправильно, не уточняется. Однако больше всего от этого могут пострадать сервисы по прокату электросамокатов. Business FM попросила представителя компании Whoosh Юлию Камойлик прокомментировать решение Дептранса.

— Сейчас эта проблема существует, она не огромная, не угрожает кикшерингам, но она требует внимания. Мы усилились в работе с корректностью парковки, с тем, как самокаты размещены, и коллеги из Дептранса преследуют ту же самую цель — борются с неправильно оставленными самокатами. Инициатива понятная, и, мне кажется, общими усилиями наведут с этим порядок. Есть ощущение, что это не будет массовым явлением, будем работать, если наши самокаты будут увозить на штрафстоянку. Приложение настроено так, что есть точка парковки и есть просьба его там парковать, это прописано в оферте сервисов, и нарушение этого правила предусматривает штраф. Вся эта система с первого года работы, с 2019 года, и какое-то количество штрафов мы регулярно выписываем. Бывают грубые нарушения, систематические нарушения, в этом случае мы отказываем человеку в использовании сервиса. То есть это работа, которая у нас всегда была, сейчас она требует усиления.

— В денежном выражении какой штраф за неправильную парковку?

— 500 рублей.

— Можно ли предполагать, что если, мало того что припарковал неправильно, так еще и забрали самокат на спецстоянку, дополнительные еще штрафы?

— Пока нет необходимости в таких мерах.

Есть ли вообще у Москвы такие ресурсы, чтобы увозить на спецстоянку каждый неправильно припаркованный велосипед или брошенный самокат? Сколько в перспективе будет стоить такая эвакуация, если, например, эвакуация автомобиля обходится владельцу в 5 тысяч рублей, плюс штраф за неправильную парковку от 3 тысяч рублей. Говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

— На самом деле, эвакуация средств индивидуальной мобильности и велосипедов существует практически во всех крупных городах мира. Поэтому нет ничего нового, Москва запоздало пришла к этому решению. Если говорить про нормативные акты, поскольку в правилах дорожного движения средства индивидуальной мобильности — разновидность транспортного средства, то все законные, подзаконные акты относительно автомобилей действуют и в отношении средств индивидуальной мобильности и велосипедов.

— Есть ли у города ресурсы эвакуировать каждый велосипед?

— Я думаю, что все неправильно припаркованные велосипеды и самокаты, конечно, никто эвакуировать не будет. Если электросамокат, допустим, брошен таким образом, что он мешает, то, конечно, его надо куда-то увезти. В данном случае, скорее всего, будет работать обычный автомобильный эвакуатор, на который будут складываться неправильно припаркованные средства индивидуальной мобильности. Есть нюанс, если самокат частный, не совсем понятно, как владелец этого самоката будет доказывать, что это именно он. Потому что по тем нормативным документам, которые сейчас регламентируют выдачу средств со спецстоянки, есть обязательный пункт — сотрудник спецстоянки должен убедиться, что человек, который получает этот самокат, является его владельцем, должен быть предоставлен документ. Возможно, это чек о покупке, гарантийный талон, где указан серийный номер этого самоката. Но если эти документы утеряны, могут возникнуть проблемы с доказыванием прав собственности.

В мае глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас предлагал убрать электросамокаты с городских улиц, оставив их только в парках и частных поселках, из-за большого количества ЧП с их участием.