Войти в почту

Как проваливались народные российские автомобили

Периодически на российском авторынке всплывает мысль о создании народного автомобиля, который был бы недорогим, массовым и отвечал базовым современным требованиям. И такие проекты иногда даже доходили до стадий испытаний, но до финиша из них не добрался никто. Давайте вспомним эти машины и то, какими они могли быть.

Российские автомобили, которые так и не увидели свет
© Wikimedia Commons

Ока-2

Мало кто знает, но малолитражный автомобиль «Ока» должен был получить вторую версию с незамысловатым названием «Ока-2». Первый экземпляр «Ока-2» был продемонстрирован еще в 1988 году на Московском международном мотор-шоу. Тогда это была модель ВАЗ-1901, но дальше прототипа дело не ушло. Второй вариант этого автомобиля, который назвался уже ВАЗ-1121, показали в 2003 году на Московском международном автосалоне. Тогда продемонстрировали топовую комплектацию с электростеклоподъемниками и электроприводом наружных зеркал. Планировалось два двигателя: двух- и четырёхцилиндровый. Слухи ходили даже про использование 16-клапанного двигателя от ВАЗ.

© Wikimedia Commons

Планы были грандиозными: хотели выпускать в среднем по 100 000 машин в год при цене не более 5000 долларов США. Было собрано десять тестовых экземпляров, а следующие два года шли испытания. Все было хорошо, кроме отсутствующих мощностей на заводе Lada, потому что модели, которые планировалось снять с производства к тому моменту, все еще оставались востребованными, а замены им не было.

© Wikimedia Commons

Позже рассматривались варианты производства «Ока-2» на мощностях заводов «КамАЗ», «СЕАЗ» и «ЗИЛ», но ни один из вариантов не был реализован. А если бы все срослось, мы бы увидели вторую версию знаменитой «Оки» с 16-клапанным двигателем от ВАЗовской классики, что могло бы оказаться интересным опытом.

Lada C

Примерно в те же годы, что АвтоВАЗ задумал реанимировать «Ока-2», появилась мысль о создании новой платформы для будущих автомобиля С-класса. Отсюда и пошло название «Проект С». Это был амбициозный проект, который предполагал полностью новую платформу, чтобы уйти от «ВАЗовской» классики и создать совершенно новые автомобили, не похожие на «Жигуль». Именно для Lada C был разработан и создан двигатель 1,8 литра, который спустя много лет получила Lada Vesta. Планировалась массовая закупка запчастей у зарубежных партнеров, среди которых была известная компания ZF.

© Wikimedia Commons

В период с 2004 по 2007 годы автомобиль перестал быть картинкой, а стал реальностью. И реальность эта даже проходила испытания на полигонах и краш-тесты с хорошими результатами. Это была большая машина с хорошим салоном, возможностью установки системы полного привода, АКПП и всех современных комплектующих.

© Wikimedia Commons

Но в 2008 году начался кризис, а потом в «АвтоВАЗ» пришли французы и сделали все, чтобы проект забуксовал, так как они не хотели, чтобы у нашего концерна был свой автономный конкурент для Renault Megane и Fluence. Новые партнеры сделали все, что только могли, чтобы проект оттягивался как можно дальше. И лишь спустя много лет на основе этой платформы была создана Lada Vesta, правда, это был совсем не тот автомобиль, который задумывался, а намного проще.

ВАЗ-2151

В 2002 году кому-то в компании «АвтоВАЗ» пришла в голову идея, что неплохо бы облагородить старые «Жигули» малой кровью и сделать новую машину, которую можно было бы собирать на старом конвейере с минимальными изменениями. Кузов сделали полностью новым, который почему-то напоминал Ford Fusion. Но внутри почти все было старым, включая задний неразрезной мост, который к тому времени уже сильно устарел. Правда, переработали переднюю подвеску, добавив все современные элементы от системы McPherson, а двигатель решили взять 1,7 литра от «Нивы».

© Wikimedia Commons

Все было много раз посчитано и даже собрано в качестве тестовых экземпляров, но в итоге проект зарубили посчитав, что нет никакого смысла вкладываться в старье, которому более 50 лет.

© Wikimedia Commons

Есть мнение, что решение было ошибочным, так как многие модели продолжали и дальше собираться еще очень много лет и никого не волновало то самое старье.

Проект «Мишка», ТМ-1131, «Туляк»

В 1997 году заговорили про автомобиль ТМ-1131 «Мишка», который должен был стать альтернативой машине «Ока», только с модульным кузовом и слегка увеличенными габаритами. Основной фишкой считался стальной каркас, вокруг которого был собран пластиковый автомобиль, благодаря чему в любой момент можно было снять заднюю часть и превратить «Мишку» в пикап.

© Архив АвтоВАЗ

Разрабатывать новые узлы для бюджетного автомобиля бюджетного класса – это верх расточительства, поэтому запчасти собирали по всем подряд производствам. Двигатель и коробка были от украинского ZAZ. Все рулевое управление и подвеска - от «Оки» и еще много деталей от «ВАЗа», «ГАЗа» и других заводов.

© Drive2 / пользователь: Usach

Все шло неплохо и как обычно было собрано несколько опытных образцов, но потом случился дефолт и проект заморозился. В 2003 году были планы по возобновлению проекта и сборке машины в Тульской области, но новый губернатор наложил вето на запуск сборки, и вот после этого проект пропал с радаров уже навсегда. Сегодня собирать подобный автомобиль не имеет никакого смысла, потому что даже поддержанная «Ока» никому не нужна.

TagAZ Vega

А вот с этим автомобилем произошла уже очень интересная история. Наш автомобильный завод в Таганроге в начале 2000-х решил скооперироваться с концерном Daewoo и занялся лицензионной сборкой машин Lanos, Leganza и Nubira. Но в какой-то момент абсолютно внезапно на Красной площади всем желающим показывают новую отечественную машину TagAZ Vega.

© Wikimedia Commons

Многие в нем сразу увидели проглядывающие черты Chevrolet Lacetti, хотя точной копией машина не являлась. Но точно такого же мнения были и в корейском подразделении General Motors, который к тому моменту поглотил южнокорейскую Daewoo. В итоге компания General Motors подала в суд в Сеуле, который проводил многочисленные экспертизы, доказавшие кражу интеллектуальной собственности и чертежей Lacetti.

© Wikimedia Commons

Компания «ТагАЗ» была оштрафована, а производство Vega было остановлено. Но до покупателей все равно дошло более тысячи автомобилей, которые к тому моменту уже были произведены и куплены.

Заключение

Даже в российском автопроме всегда было много интересных проектов, но лишь единицы выживают из-за вечного недостатка идей или финансирования.

Рамблер: главные новости