«Цифровизация транспорта ‘2023»: о беспилотниках, ИИ, компьютерном зрении и сервисах московского метро
Главное требование к проектам с использованием информационных технологий в транспортной отрасли – сделать и городские, и частные, и коммерческие перевозки более удобными, безопасными и при этом коммерчески эффективными. Технологии будущего в очень динамично развивающейся и быстро меняющейся транспортной индустрии дают возможность справиться с таким проблемами, которые раньше считались неразрешимыми.
ИИ на дорогах
Внедрение технологий искусственного интеллекта позволяет практически в режиме реального времени анализировать огромные объемы данных, использовать эту информацию для принятия решений и выдачи подсказок, с высокой точностью прогнозировать различные ситуации на дорогах и предлагать пути для их оптимизации, а также снижать затраты и увеличивать эффективность. Управление дорожным движением, мониторинг дорожной обстановки и оптимизация транспортных потоков, проекты «Умный город», логистика и доставка, персонализированные транспортные услуги – во всех этих сегментах ИИ применяется с большим успехом. Об этом говорил в своем докладе Антон Панкратов, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Уже сегодня в России, по словам спикера, технологии ИИ используются и в автономных транспортных средствах. Такие проекты уже есть и развиваются. В их числе тестовый проект КАМАЗа по беспилотной доставке грузов из Санкт-Петербурга в Москву по трассе М-11, роботакси и роботы-доставщики «Яндекса» и автопарк беспилотников-прототипов СберАвтоТех, беспилотный автомобиль на базе LADA Vesta от ГБУ «МосТрансПроект» и т. д.
Нельзя не учитывать и зарубежный опыт по внедрению ИИ в транспортном сегменте. Например, Китай и Сингапур реализуют крупные проекты по внедрению беспилотного городского транспорта, а TESLA Motors (США) по-прежнему занимает самую большую долю рынка электрокаров: на текущий год она запланировала продать от 1,8 млн до 2 млн автомобилей на электродвигателе. При этом, добавил модератор стратегической сессии Рашид Артиков, первый электромобиль в мире был сконструирован вовсе не инженерами TESLA – еще в конце XIX века его построил российский инженер-изобретатель Ипполит Романов. Сегодня копия этого электроавтомобиля находится в торговом доме «Романов Моторс».
Одновременно с этим, внедряя ИИ, следует помнить и о новых проблемах, которые неизбежно придется разрешать. Одна из самых главных – информационная безопасность ПО и баз данных, поскольку системы управления транспортом становятся все более привлекательными целями для кибермошенников. Вторая, но далеко не последняя – обеспечение прозрачности алгоритмов, которые реализуются ИИ: эти алгоритмы должны разрабатывать именно люди. В каких-то сложных или непредсказуемых ситуациях автомобиль под управлением ИИ должен следовать единым моральным критериям – например при неизбежности аварии выбрать алгоритм действий, направленный на сохранение жизни пассажира беспилотного автомобиля или пешехода.
«Оцифрованный» метрополитен
Развитие наземного беспилотного транспорта в Москве предопределяют тренды на повышение комфорта и безопасности. Об этом собравшимся рассказал директор по технологическому развитию ГБУ «МосТрансПроект» Юрий Бутенко. По данным, которые привел спикер, за последние 13 лет среднее время поездки по Москве значительно сократилось. Этому способствовали и введение в эксплуатацию 107 новых станций метрополитена и МЦК, запуск четырех центральных диаметров пригородного железнодорожного сообщения в рамках проекта МЦД, открытие круглогодичного речного маршрута (пока единственного в мире!), обновление парка трамваев и замена автобусов электробусами, расширение парка такси в четыре раза, парка каршерингового автотранспорта – в 90 раз, парка электросамокатов – в 13 раз, а также увеличение количества личных автомобилей с 5 млн (в 2010 году) до 8 млн (в 2021 году).
Уже сегодня московский муниципальный транспорт может похвастать передовыми технологическими решениями, востребованными у пассажиров и повышающими не только безопасность, но и комфорт поездок. В качестве примера были приведены клиентские сервисы Московского метрополитена – новая система навигации и информирования пассажиров, проекты по обеспечению мобильности, стойки «Живое общение», единый аудиобренд московского транспорта и даже аромадизайн московского метро.
В рамках сервиса «Единый аудиобренд московского транспорта» летом 2022 года пассажирам было предложено выбрать мелодию, которая бы легла в основу главной музыкальной темы метро. Из частей этой мелодии были составлены звуковые сигналы на эскалаторах, в вестибюлях метро, она звучит при звонке в кол-центр «Московский транспорт», в трамваях, автобусах и электробусах, в поездах «Москва» и «Москва-2020». Непосредственно в метрополитене аудиобренд был внедрен еще в 1984 году по предложению Общества слепых и направлен на удобство слепых и слабовидящих пассажиров. С этой даты практически на всех ветках при движении к центру города названия станций объявляет мужской голос, при движении от центра – женский. Особое правило для кольцевой линии: мужской голос звучит при движении поезда по часовой стрелке, женский – во время движения против часовой. Пилотный проект по ароматизации воздуха в поездах метрополитена был запущен осенью 2022 года. В воздуховодах климатической системы поездов Филевской линии были вмонтированы ароматизаторы с запахами цветов сакуры, пионов, плодов орегано и лайма. Аромат получил название «Метро Москвы», его также выбирали сами пассажиры.
По данным статистики, продолжил спикер, за последние 10 лет число ДТП в Москве заметно снизилось – с 11 319 случаев в 2013 году до 7683 в прошедшем, 2022-м (на 32%). В целом по России снижение количества ДТП за тот же период составило 38%. При этом 75% всех ДТП в Москве происходит по вине водителя или пешехода. Именно непредсказуемость поведения человека остается главным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения.
По мнению спикера, такие факторы, как безопасность, комфорт и сохранение личной эффективности пути станут критериями, которые в итоге и определят выбор пассажиров в пользу роботов за рулем. Уже сегодня, согласно данным CB Insight, технологии автономного вождения разрабатывают 140 компаний во всем мире. По прогнозам Gartner, итогом текущего, 2023 года станет745 тыс. выпущенных беспилотных автомобилей. В качестве прогноза развития глобального сегмента беспилотного транспорта в ближайшие несколько лет спикер привел цитату Рэймонда Курцвейла (Raymond Kurzweil), американского изобретателя и футуролога, технического директора в области машинного обучения и обработки естественного языка компании Google: «К 2030 году вождение будут осуществлять нечеловеческие интеллектуальные системы, людям больше не будет разрешено водить машину. ДТП и смертность в них резко сократятся».
Минимизация человеческого фактора позволит снизить аварийность и конфликтность на дорогах, движение станет более предсказуемым, поездка – более комфортной, в пути пассажир сможет сохранять привычный уклад: например, продолжать заниматься работой или учебой. Затраты на эксплуатацию подвижного состава и ремонт инфраструктуры будут комплексно сокращены. Что важно – за счет гарантированного спроса отечественные технологии ожидает взрывное развитие.
В ходе выступления Юрий Бутенко упомянул также о платформе управления движением беспилотного транспорта, созданной специалистами ГБУ «МосТрансПроект», и проекте «Открытая программная платформа автономного вождения РФ».
Кадровые проблемы в грузоперевозках и их ИИ-решения
Главная причина кроется в острой нехватке профессиональных водителей грузовиков. Дефицит таких специалистов высок во всем мире: средний показатель составляет 17%, в России же он намного выше – 26%. По данным на 2021 год, в российских компаниях число незаполненных вакансий водителей грузовиков достигало 800 тыс.
Как следствие, автопарки и транспортные компании просто вынуждены нанимать работников, чья квалификация явно недостаточна, чтобы водить грузовики и фуры, соблюдая все требования к безопасности вождения, а их личностные данные несовместимы с этой профессией. И круг замыкается: такая кадровая политика, пусть и вынужденная, приводит к повышению аварийности с участием грузовиков.
При этом делать ставку на то, что все эти проблемы решит беспилотный транспорт, не приходится: по оценкам экспертов, в ближайшие годы его доля рынка грузоперевозок не превысит 20%.
ИТ-сервис проверки и подбора водителей для грузового транспорта под названием “ProDrive.ID” разработан специально для решения этих проблем. Сервис собирает всю нужную информацию о водителе из доступных открытых источников: анкетные данные, данные удостоверяющих личность документов, так называемые исторические данные (ГИБДД, ФССП, СКЗИ и т. д.), мобильную телематику с датчиков смартфона водителя, телематические данные автомобиля и системы мониторинга усталости водителя. Все эти данные оцениваются по 140 различным критериям, и с использованием технологии психопрофилирования формируется цифровой риск-профиль профессионального водителя – без необходимости проведения стажировок и различных офлайн-тестирований. Кроме того, всего по двум фото водителя решение способно быстро, точно и эффективно оценить потенциальное поведение соискателя на свободную вакансию водителя в различных ситуациях и физических состояниях. Все это в итоге заметно повышает безопасность на дорогах.
Сегодня “ProDrive.ID” ежедневно используют уже более 50 компаний по всей России, а в систему подбора на платформе загружены данные свыше 8 тыс. водителей. В текущем году, продолжил эксперт, компания намерена получить патент по программе микрогрантов «Сколково» на систему мониторинга усталости водителя грузового авто. В состав ПАК входит ряд датчиков и инфракрасных камер, поток данных с которых непрерывно анализируется с помощью алгоритмов ИИ. Основываясь на дополнительных данных телематики и анализа мимики, ПАК еще больше повышает точность оценки риск-профиля водителя. По данным Минтранса, установка таких систем позволяет снизить аварийность в среднем на 23%.
На электросамокат – с компьютерным зрением!
Николай Александров, руководитель направления «Контрактная разработка и производство» компании ГАОДИ, ознакомил собравшихся с трендами решений компьютерного зрения для транспорта и рядом кейсов, в рамках которых экспертами компании были внедрены системы компьютерного зрения на базе собственной EDGE платформы ГАОДИ. В их числе система распознавания типа поверхности передвижения для кикшеринга (краткосрочной аренды электросамокатов) и система анализа поведения водителя и дорожной ситуации «Птица». Отличительные черты этих решений – простота внедрения, быстрый эффект и невысокая стоимость. Помимо повышения уровня безопасности, первое решение дает возможность автоматизировать рассмотрение спорных ситуаций с клиентами, второе – проводить мониторинг событий в режиме онлайн.
Правда, уточнил спикер, системы КЗ требуют использования специфичных графических ускорителей. Лидером в этом сегменте является компания NVIDIA, которая с октября 2022 года прекратила все бизнес-операции в России. Теперь ГАОДИ проводит, и успешно, политику отказа от чипов NVIDIA и миграцию на санкционно-устойчивые решения, которая подразумевает использование компонентов и комплектующих производителей из дружественных стран (например, чипов Hailo), получение прямой техподдержки от производителя и развитие собственного офиса компании в Китае.
Закон и порядок БПЛА
Ольга Побегаева, директор юридической компании «Сфера Права» и партнер по правовым вопросам компании T.HUNTER, говорила о необходимости создания более гибкой правовой системы в отношении гражданских беспилотных судов. Беспилотников различной типологии сегодня не так мало, как может показаться неискушенному человеку. Это и воздушные суда (БПЛА), в том числе тяжелые, и беспилотные локомотивные системы, беспилотники наземные, водные и подводные.
Одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться в этой сфере, говорит эксперт, – отсутствие системы четкого правового регулирования. При этом вопросов и проблем накопилось множество. Например, что такое БПЛА? В настоящее время Воздушный кодекс РФ определяет БПЛА как беспилотное воздушное судно, управляемое и контролируемое в полете «внешним» пилотом. В каком случае БПЛА попадает под категорию транспортного средства? Ответы на все эти вопросы содержат два основных нормативных акта; «Федеральные правила использования воздушного пространства» и «Стратегия развития беспилотной авиации на период до 2030 года». Но и в них немало правовых коллизий и несостыковок. К примеру, сегодня отсутствует какая-либо структурированная система права относительно БПЛА, не урегулирован понятийный аппарат, отсутствует четкое описание особенностей разных типов беспилотников, отсутствует столь необходимый особый регламент взаимодействия пилотов воздушных судов с БПЛА, который должен обезопасить пилота, не решены проблемы разграничения ответственности и проблемы обеспечения информационной безопасности.
Правда, дело потихоньку продвигается вперед. Например, уже приняты нормативно-правовые акты, направленные на организацию учета БПЛА, а в недалеком будущем планируется организация обучения операторов беспилотников.
О своем видении перспектив информационных технологий в транспортной отрасли рассказал Вадим Табаков, руководитель направления «Транспорт и логистика» компании Cloud.ru. Несомненно, уверен спикер, будут динамично развиваться такие тенденции, как импортозамещение, достижение импортонезависимости и цифрового суверенитета. Кроме того, проведя анализ цифровой зрелости, эксперты компании выделили три супертренда, которые будут уверенно продолжаться: суперкомпьютеры как сервис, ИИ и облачные технологии, а также FinOps (облачное финансовое управление) и управляемые затраты.