Войти в почту

"РГ" выяснила, из-за чего в общественном транспорте не хватает трети водителей

Дефицит водителей общественного транспорта в регионах достиг 30 процентов, в отдельных городах не хватает половины работников. Из-за этого часто простаивают даже новые автобусы. К такому выводу пришли корреспонденты "РГ", изучив проблему на местах.

"РГ" выяснила, из-за чего в общественном транспорте не хватает трети водителей
© Российская Газета

Так, в Саратове сейчас на линию не выходит каждый четвертый автобус. Городские власти решили заполнить вакансии водителей сельскими шоферами, после того как они закончат жатву. Таким изобретательным методом в городе хотят решить проблему хотя бы до весны.

- Некомплект водителей общественного транспорта в Саратове достигает 40 процентов. Вместо двух смен техника работает в одну, потому что людей не хватает, - объясняет гендиректор автотранспортного предприятия "Межгородтранс" Михаил Любарский.

Средний возраст водителей саратовских автобусов приближается к пятидесяти годам. Молодежь на такую работу не стремится, даже несмотря на высокую по местным меркам зарплату, от 60 до 100 тысяч рублей, в полтора-два с половиной раза выше средних заработков в регионе. Отпугивают большие нагрузки.

В Ростове-на-Дону ситуация еще острее. Здесь не хватает половины водителей общественного транспорта. Работают на линиях 1004 водителя, нужно еще столько же. В результате автобусы простаивают в автопарках. А люди жалуются, что вынуждены идти домой пешком с детьми из-за нехватки транспорта.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Елена Мационг

Удивительно, но возникла парадоксальная ситуация: на Дону активно обновляется подвижной состав, только в этом году на маршруты выйдут почти 200 новых автобусов, а управлять ими некому. Салоны автобусов пестрят объявлениями о найме с обещаниями высоких зарплат. Но...

Портал "Ростовский городской транспорт" провел анонимный опрос среди водителей. Из 50 человек 38 пожаловались на плохие условия работы: отсутствие туалетов, мест для перекуса и отдыха на конечных остановках. Практически все упомянули длинный рабочий день, с 6 утра до 22 часов, приходится работать и по 16 часов. Реальная зарплата вместо обещанной в 80 тысяч часто не доходит и до 55. Из них вычитаются "коммунальные платежи" гаражу. Иногда приходится самим покупать запчасти на машины, а то и топливо. Очень напрягает водителей спускаемый на них план по перевозкам.

Пытаясь решить кадровую проблему, в каждом из регионов изобретают свои методы. Так, в Екатеринбурге власти готовы организовать доставку работников из небольших городов области и соседних регионов для работы вахтовым методом. При этом даже крыша гарантируется - общежитие. Но большого наплыва желающих пока нет.

И с нынешним дефицитом кадров на общественном транспорте Среднего Урала за руль автобуса частники, кажется, готовы усадить всех желающих. Так, недавно в северном городке Ивдель Свердловской области водитель автобуса так устал от непрерывной работы, что доверил руль знакомому пассажиру.

По данным рекрутингового портала hh.ru, с января по сентябрь этого года спрос на водителей в стране в целом вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот число резюме за этот период сократилось на 17%.

Усугубило проблему и снижение курса рубля, что стало решающим фактором для многих водителей-мигрантов. Практически во всех регионах они годами спасали и местами до сих пор спасают ситуацию. Так, на одном из новосибирских автотранспортных предприятий нехватку кадров всегда решали за счет привлечения шоферов из Киргизии. По закону гражданам этой страны разрешается работать в России, используя национальные водительские удостоверения категории D без переобучения. Однако, как рассказал управляющий компании-перевозчика Михаил Большов, за прошедший год 60 процентов сотрудников-иностранцев в возрасте до 35 лет уволились и уехали на родину. "Из-за курса рубля им стало невыгодно работать у нас", - говорит Михаил Большов.