Жителей Курска и Липецка порадуют новыми трамваями и электробусами

Масштабная модернизация транспортной инфраструктуры в Курске и Липецке заставляет специалистов из других регионов пересматривать свое отношение к электротранспорту и возможностям вложений в его развитие. В столицах двух регионов Черноземья работы идут оперативно: совсем скоро их жители и гости смогут перемещаться по городу на новых трамваях и электробусах. Отраслевые эксперты отмечают, что, возможно, первые успехи обновления инфраструктуры электротранспорта станут предпосылками для подобных проектов в ряде других городов.

Жителей Курска и Липецка порадуют новыми трамваями и электробусами
© Российская Газета

Движение по проспекту Карла Маркса в Курске замедлилось в районе медицинского университета и на всем протяжении участка трамвайных путей, подлежащих замене. Буквально за считаные дни вместо старых рельсов и шпал укладываются новые. Техника и специалисты работают здесь, не обращая внимания на дождь и осеннюю слякоть, постепенно увеличивая метраж блестящих новизной трамвайных путей. Сами куряне, не без одобрения наблюдая за позитивными переменами, вспоминают отслужившие свое рельсы, но все равно ворчат: "Такие пробки из-за этой реконструкции: город как будто замедлился!" Но оптимисты улыбаются: "Исторический момент! Вот водители и притормаживают рядом с техникой, потому что можно жизнь прожить и не увидеть, как трамвайные пути строятся".

Правы в этой ситуации и одни и другие. В общественном транспорте куряне обсуждают новые трамвайные вагоны, вспоминая о том, что долгие десятилетия город пользовался старыми, в том числе трамвайным секонд-хендом. Отслужившие свое, но "бодренькие" трамваи направлялись в Курск из обеих российских столиц, а примерно 10 лет назад - и вовсе из Праги: чешские вагоны, видавшие виды, походили какое-то время и по курским улицам. А потом начались споры о том, оставлять ли трамвайное движение в столице Соловьиного края или демонтировать пути, освободив дополнительные полосы для множащихся автомобилей. И неравнодушные куряне трамвай отстояли.

Теперь только самый несведущий, досадуя на ремонтные работы, может сказать: "Кому нужны эти вагоны?" Ему тут же ответят: "Те, что ездят сейчас, не нужны. А вот новые должны понравиться". На обновленные пути они выйдут уже в будущем году. Водители учатся управлять несколькими вагонами "Львенок" и не скрывают своего удовлетворения. С прежними трамваями даже сравнивать не хотят.

- Мы делаем все возможное, чтобы в наших "Львятах" было удобно не только пассажирам, но и водителям. Поэтому кабина вагона проектировалась нашими инженерами с учетом всех современных требований комфорта и безопасности, - отмечает генеральный директор "ПК Транспортные системы" Александр Дубровкин. - Там установлено эргономичное кресло, а наиболее часто используемые во время движения кнопки вынесены на подлокотник. Также вагон оснащен камерами наружного видеонаблюдения. Они выставлены таким образом, чтобы полностью контролировать дорожную обстановку не только впереди, но и по бокам, и сзади трамвая. Салон "Львенка" также полностью находится под видеонаблюдением. Вся информация о техническом состоянии трамвая, а также данные с камер наблюдения передаются в кабину на специальные мониторы. Поэтому, когда водители нашего транспорта говорят, что чувствуют себя как на космическом корабле, в целом они недалеки от истины.

В Липецке тоже кипит работа. Трамвайная модернизация здесь словно локомотив и для других преобразований. Например, для новых путей отремонтируют мост, давно требующий реконструкции. Два подземных пешеходных перехода, состояние которых тоже не внушало оптимизма, будут переделаны. Один планируют убрать совсем, заменив комфортным наземным аналогом, второй укрепят и облагородят. О приобретении новых вагонов глава региона Игорь Артамонов рассказал в своих соцсетях. На их закупку корпорация ВЭБ.РФ выделила очередной транш - 520 миллионов рублей.

- Проавансировано 28 трамваев, полностью оплачено 10 вагонов, поставлено в город - 19, - отметил липецкий губернатор. - Всего ВЭБ.РФ на сегодняшний день для реализации проекта направил 1,2 миллиарда рублей.

В целом же в Липецк будет поставлено 46 новых вагонов. После того как специалисты обновят более 40 и построят свыше пяти километров трамвайных путей, новые микрорайоны Липецка с Левобережьем свяжет быстрый и экологически безопасный транспорт. Здесь его очень ждут, ведь градообразующее предприятие - Новолипецкий металлургический комбинат - тоже зависит от трамвайного сообщения. Большая часть сотрудников добираются до места работы именно на рельсовом электротранспорте.

На закупку новых трамвайных вагонов для Липецка корпорация ВЭБ.РФ выделила очередной транш - 520 миллионов рублей

Впрочем, сам механизм концессионного соглашения и пример успешной реконструкции тотально устаревшей инфраструктуры заставляет региональных чиновников думать о том, что эти инструменты важно развивать и дальше.

Так, Игорь Артамонов, напомнив о прочных связях Липецкой области с ВЭБ.РФ, анонсировал и дальнейшее сотрудничество, но не уточнил, по каким направлениям.

- Сейчас, конечно, важнейшей является модернизация трамвайной сети в областном центре, она продвигается, работы ведутся, графики соблюдаются. Мы планируем обсудить еще ряд проектов, которые могли бы реализовать в партнерстве с ВЭБ.РФ, - отметил он.

Курско-липецкий опыт модернизации городских перевозок уже заинтересовал представителей соседних регионов, в том числе тех, где от электротранспорта уже успели отказаться. Так, делегация Белгородской области отправилась в Курск изучить процесс обновления трамвайной инфраструктуры. В Белгороде, где прошлым летом исчезли последние остатки троллейбусной контактной сети, а сами бело-голубые машины отправились курсировать по воронежским улицам, конечно, о возрождении электротранспорта уже не мечтают. А вот в промышленном центре региона - Старом Осколе - ситуация напоминает липецкую.

Трамвайные вагоны здесь не просто неотъемлемая часть городского пейзажа. Это востребованный для сотрудников горно-металлургического кластера транспорт. Заменить его на автомобильный, конечно, можно, однако он не будет таким же оперативным, ведь только у трамвая - свой путь без пробок.

Поэтому старооскольцы и отправились в Курск. Реконструкция трамвайный путей, обновленное депо, знакомство с самим принципом работ и механизмом концессии - все это прошло в рамках рабочей поездки.

- С коллегами из Белгородской области мы говорили о комплексном подходе к развитию общественного транспорта в Старом Осколе, в том числе затронули вопрос развития трамвайного движения, - отметил первый замминистра транспорта Курской области Александр Васильченко. - Обменялись также мнениями о тарифной политике и льготах для граждан, работе с перевозчиками по нетто- и брутто-контрактам. Обсудили и систему контроля и учета транспортной работы.

Оскольский трамвай довольно молод. В столице Курской области вагоны курсируют вот уже 125 лет, а в Старом Осколе - почти 45. Однако модернизации отрасль тоже требует, и теперь понятно, что инструменты для этого достаточно эффективны.