Войти в почту

Штрафы за вождение СИМ в нетрезвом виде: сработает ли мера?

Правительство поддержало законопроект о штрафах за пьяное вождение электросамокатов. Нарушителям грозит до 30 тысяч рублей. Также предлагается ввести штрафы до 5 тысяч рублей за превышение скорости на электросамокатах и до 3 тысяч рублей — за езду вдвоем. Законопроект в случае принятия вступит в силу с 1 марта 2024 года.

Штрафы за вождение СИМ в нетрезвом виде: сработает ли мера?
© BFM.RU

Опрошенные Business FM представители кикшеринговых сервисов нововведение поддерживают. В их правилах и так запрещены поездки в нетрезвом виде. Также они пытаются отслеживать и блокировать аккаунты тех, кто ездил на самокате вдвоем, втроем и так далее. Что касается превышения скорости, у прокатных самокатов есть свои механизмы для регулирования. Но главная проблема — частные самокаты, которые никак и никто не ограничивает.

Эксперты считают: законопроект стоит значительно доработать, в нем не учтены многие моменты. Даже если самокатчика оштрафуют за пьянство при управлении самокатом, водительское удостоверение для такого транспорта не требуется, человек оплатит штраф и будет жить дальше. А штрафы не очень большие. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что для начала нужно вводить регистрацию электросамокатов, а потом уже говорить про штрафы и контроль. Не говоря уже об измерении содержания алкоголя в крови:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «К сожалению, сотрудники полиции далеко не всегда смогут что-либо сделать с самокатчиком. Есть огромное количество видео, как полицейские гоняются за самокатчиками, а те просто уезжают. И ничего человек на машине не сделает с маневренным электротранспортом, который просто уедет от него дворами. В таких ситуациях, когда кто-то начинает скрываться, необходимо, чтобы можно было с помощью камер человека идентифицировать, понять, кто это был. Вместо того чтобы выстроить понятную, адекватную ситуации конфигурацию в законодательстве, мы принимаем заплатки в духе Минтранса, который, к примеру, разграничивает самокаты по весу, при этом их никто никогда не сертифицировал, никогда не взвешивал. Здесь то же самое. Это просто хайповая история. Пить на самокатах никто не перестанет».

Непонятно, как поступать с несовершеннолетними, которые пользуются самокатами (а их большой процент), на кого перекладывать их ответственность в случае нарушений. Ранее звучала инициатива вообще запретить езду на электросамокатах для детей и подростков. Она исходила от замначальника ГИБДД по столице Евгения Логиновского. Также в документе не прописана работа с доставщиками еды. А они нарушают правила сплошь и рядом.

Впрочем, сами самокатчики считают предложенное регулирование излишне строгим. Представитель сообщества «Электроклаб», руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов как аргумент приводит статистику нарушений с электросамокатами:

— По Москве за 2023 год на электросамокатах погибли шесть человек. Я не говорю, что это мало, но, притом что на пешеходных переходах ежемесячно погибают 60 человек, статистика говорит о том, что СИМ не такие уж страшные.

— Наверное, пострадавших очень много?

— Сегодня готовил информацию для Мосгордумы по поводу анализа статистики от ГИБДД. Там четко прослеживается, что электросамокат идет по травмоопасности на последнем месте среди других средств передвижения, таких как автомобили, мотоциклы и обычные велосипеды.

— Было шесть погибших. А сколько пострадавших за этот период? Есть у вас статистика?

— В два раза меньше, чем у велосипедистов, и кратно меньше, чем у автомобилей.

У Научного центра безопасности дорожного движения своя статистика. С января по сентябрь этого года по всей России зарегистрировали больше 2,5 тысячи ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Это на 216% больше, чем год назад. За первые девять месяцев в ДТП с участием СИМ погиб 31 человек. Это более чем в полтора раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Среди погибших — трое несовершеннолетних младше 16 лет.