Войти в почту

Использование вторичных материалов послужит сохранности трасс

Вечных дорог, к сожалению, не бывает, как бы нам всем этого ни хотелось. Но вот межремонтные сроки (12 лет до ремонта и 24 года до капитального ремонта для дорог I-IV технической категорий) трассы должны выдерживать. А с учетом постоянно растущего трафика осуществить это возможно, постоянно совершенствуя дорожные материалы и технологии.

Использование вторичных материалов послужит сохранности трасс
© Российская Газета

Дорожное хозяйство - одна из самых благодатных отраслей для внедрения современных технологий. В Росавтодоре нам назвали несколько наилучших практик, повышающих эффективность содержания и сохранность автодорог. В частности, это технология устройства слоев дорожной одежды из асфальтобетона или из щебеночно-мастичного асфальтобетона новых стандартов, использование органоминеральных смесей с добавлением вторичного асфальтобетона, технология устройства защитных слоев покрытия, применение композитных материалов в сооружениях водоотвода и т.д.

И здесь особо хочется остановиться на технологии устройства слоев дорожной одежды с использованием вторичного асфальтобетона. По словам завкафедрой управления транспортными комплексами Государственного университета управления, д.э.н., профессора Алексея Степанова, при внедрении инноваций в дорожном хозяйстве надо исходить из того, насколько они снижают стоимость работ или насколько увеличивают срок службы покрытия, насколько ремонтопригодной остается дорога в течение всего срока эксплуатации. И использовать при этом обеспечивающие надлежащее качество материалы, которые производятся рядом со строительством автодороги. Всем этим условиям отвечает вторичный асфальтобетон. "Использование вторичного асфальтобетона превращает строительство дороги практически в безотходное производство", - подчеркнул ученый.

При реализации плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Росавтодора утвержден ряд нормативных и методических документов, которые устанавливают требования к охране окружающей среды, а также рекомендации по проведению экологических изысканий, учитывающих возможность применения вторичных ресурсов и сырья взамен традиционных материалов природного происхождения. Об этом рассказал на пленарном заседании Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства "Дорога 2023" в Грозном начальник управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец.

"Использование смесей, содержащих переработанный асфальтобетон, весьма полезно для строительства и ремонта дорог, - соглашается гендиректор группы компаний "Бизнестрансстрой" Иван Романенков. - Применение вторичного сырья не только снижает потребность в новых заполнителях и минимизирует воздействие на окружающую среду, связанное с традиционным производством асфальта, но и способствует снижению затрат. Повторное использование асфальтовых материалов способствует устойчивому развитию инфраструктуры, уменьшению количества отходов на свалках и сохранению природных ресурсов. Однако очень важно обеспечить соответствие качества регенерированного асфальтобетона требуемым стандартам, чтобы гарантировать структурную целостность и долгосрочные эксплуатационные характеристики дорог".

Как сообщили в Федеральном дорожном агентстве, широкое распространение технология применения холодных органоминеральных смесей, в составе которых присутствует вторичный асфальтобетон, получила в подведомственных Росавтодору учреждениях: ФКУ ДСД "Дальний Восток", ФКУ "Уралуправтодор", ФКУ "Сибуправтодор", ФКУ Упрдор Москва - Харьков. Грамотно подобранная рецептура смеси с переработанным асфальтобетоном помогает повысить сопротивляемость покрытия образованию колеи и трещин. С теми же целями проектируются смеси с различными добавками-модификаторами. Они могут применяться в качестве альтернативы использованию полимерно-битумных вяжущих. А проверка эффективности модификаторов осуществляется на современной приборно-лабораторной базе с привлечением независимых испытательных центров.

Повышают эффективность содержания и сохранность трасс и технологии на основе искусственного интеллекта. Одновременно они позволяют обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения. Так, в ходе реализации нацпроекта в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек активно внедряются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). С их помощью специалисты в онлайн-режиме проводят мониторинг погодных условий, состояния дорожного полотна, контролируют транспортные потоки и их интенсивность, принимают оперативные меры по обработке дорожного покрытия и информированию водителей. На сегодняшний день ИТС внедряют 57 городских агломераций в 51 субъекте страны.

Грамотно подобранная рецептура смеси с переработанным асфальтобетоном помогает повысить сопротивляемость покрытия образованию колеи и трещин

"Внедрение ИТС также способствует внедрению интеллектуальных решений в области мобильности, включая динамическое планирование маршрутов, связь между транспортными средствами и инфраструктурой, что в совокупности способствует повышению общей эффективности и производительности транспортной системы в России", - добавляет Иван Романенков.