Войти в почту

Путь к рассвету: в Татарстане открыли участок трассы М-12 "Восток"

За короткий путь до Москвы придется заплатить 5—6 тысяч рублей

Путь к рассвету: в Татарстане открыли участок трассы М-12 "Восток"
© Реальное время

В Татарстане открыли 72-километровый участок автодороги М-12 "Восток". Трасса, построенная в рекордные сроки, отвечает самым современным требованиям безопасности и экологичности, уверяют строители. Во сколько обойдется поездка из Казани в Москву по новой дороге, где заправиться и выпить кофе — в материале "Реального времени".

Трасса М-12 "Восток", пожалуй, самый масштабный и обсуждаемый проект в части дорожного строительства после сооружения Крымского моста. Протяженность, объемы финансирования, неожиданные решения и количество задействованных в работе людей и техники придали ему поистине федеральный размах. Корреспондент "Реального времени" незадолго до торжественного открытия участка новой трассы, проходящей по территории Татарстана, поговорила с дорожными строителями и узнала, как выходят на большие дороги и наводят мосты.

7-й этап стал первым

В среду, 15 ноября, в торжественной обстановке открыли движение на седьмом этапе трассы М-12 "Восток" протяженностью 82 км. Из них 10 км проходят по Республике Чувашия, а 72 км — по Татарстану, от транспортной развязки автодороги Казань — Буинск — Ульяновск (автодорога) до трассы Чебоксары — Сурское.

Запуск восьмого запланирован на конец декабря текущего года. Напомним, что протяженность пути от Казани до Москвы составляет 823 км, а общая длина до Тюмени — порядка 1,9 тыс. км. Но и это не конец. Магистраль станет частью транспортного маршрута "Россия" длиной 12 тысяч км от Санкт-Петербурга до Владивостока. Из них 142 км — по территории Татарстана. По словам руководителя седьмого этапа дороги Дмитрия Костина (СК "Автодор"), "казанский участок" построили в рекордно короткие сроки.

— Контракт с генподрядчиком СК "Автодор" был заключен 29 октября 2020 года. Сегодня у нас 14 ноября, и пуск движения будет осуществлен до конца 2023 года, то есть буквально за три года был построен объект с нуля. Здесь были поле и леса, — рассказал Костин.

А теперь установлено 4 250 опор освещения, проложено свыше 2 тысяч км инженерных коммуникаций: электрокабели, кабели оптики. Установлено барьерное ограждение по всей протяженности автодороги — свыше 270 км.

По словам дорожного строителя, сэкономить время помогли новые технологии, местные материалы и круглосуточная работа 1 490 человек и свыше 500 единиц техники.

— Здесь построено 35 искусственных сооружений: мостов, путепроводов, экодуков. Все они выполнены из монолитного бетона. Монолитные конструкции удобны тем, что не требуется возводить громоздкие сооружения, подъездные пути. Миксеры подвозят монолитный бетон локально, и заливается сооружение в рекордно короткие сроки. Преимущественно используются местные материалы, которые находятся в доступности: щебень, цемент с ближайших заводов, — сообщил собеседник издания.

При этом бетон содержит специфические добавки, которые повышают его надежность и долговечность.

— Он работает при температурах от +70 градусов до -40 градусов. Специфические добавки увеличивают цикл замерзания и оттаивания… Дорожное покрытие выполнено по самым современным российским стандартам, ГОСТам. Верхний слой асфальтово-бетонного покрытия — щебеночно-мастичный асфальтобетон СМА-16 с применением полимерно-битумных вяжущих, которые по сравнению с обычными увеличивают температуру работы, то есть асфальтобетон работает от -20 градусов до +20, скажем, а применение полимерно-битумных вяжущих позволяет увеличить температуру до +50 и -40, — объяснил Костин, добавив, что периодичность между ремонтами составляет 12 лет.

Не Крымский мост, но все же

На татарстанском участке трассы М-12 соорудили и самый большой мост через Волгу на протяжении не только всего "Востока", но и на всех дорогах .

— Его длина составляет 3 362 м. Высота опор в отдельных местах доходит до 50 метров, что соизмеримо с высотой 14-этажного дома. В настоящий момент уже уложен асфальтобетон на проезжей части и ведутся работы по установке барьерного ограждения и мачт освещения. Запуск движения планируется в декабре этого года. Строительство этого моста идет с опережением примерно в полгода, — рассказал начальник производственной службы КУП "Казань" АО "Дороги и мосты" Михаил Новоселов.

По его словам, чтобы ускорить строительство, было организовано сооружение и надвижка металлоконструкций пролетных строений с двух берегов — навстречу друг другу. Так в свое время "наводил" свои мосты французский инженер .

— Были организованы стапеля на левом и правом берегах Волги. Также для ускорения работ по бетонированию опор были сооружены рабочие мосты тоже с двух сторон. Рабочий мост правого берега на данный момент демонтирован. 9 ноября приступили к демонтажу рабочего моста с левого берега, — сообщил Новоселов.

Работы, как и на седьмом этапе, шли круглосуточно, и зимой, и летом. В строительстве моста участвовали 1 200 человек, 174 единицы техники, в том числе 13 единиц флота. Для того чтобы обеспечить поставку металла, было задействовано четыре завода. На данный момент работы ведутся без участия флота, потому что уже на самом мосту идет монтаж барьерного ограждения и опор освещения.

В его сооружении принимают участие создатели Крымского моста.

— На Керченском (он же Крымский, — прим. ред.) мосту я был инженером техотдела. В мои обязанности входили контроль поступления на объект рабочей документации, разработка и согласование техрегламента, проекты производства работ, отслеживание их выполнения, графиков. В то время я работал в мостотряде. На Керченском мосту каждый такой отряд выполнял свой определенный объем работ. Наш коломенский мостотряд-125 занимался строительством автодорожной и железнодорожной частей на определенном участке, — припомнил Новоселов.

"Это наш мост, мы в него душу вложили"

Тем не менее он называет мост через Волгу грандиозным искусственным сооружением.

— В России в такие кратчайшие сроки мостов такой протяженности, с таким объемом металлоконструкций и бетона не строили. С Крымским мостом это все-таки несравнимо. Мы все понимаем, что Крымский мост — это уникальное сооружение. На его фоне все другие пока немножко меркнут… но я бы не стал сравнивать. Просто потому, что вы же своего ребенка ни с кем не будете сравнивать. Правда ведь? Вот точно так же и мы мост. Это наш мост, мы в него душу вложили! — заверил Новоселов, добавив, что уверен в надежности конструкции: гарантийный срок службы моста — наверное, 100 лет.

Это Волга-река. Очень разные у ней берега

Еще один вызов, с которым столкнулись дорожные строители, — это особенности рельефа.

— Если не брать в расчет Керченский мост, то автодорога М-12 по Республике Татарстан — один из самых сложных проектов в моей пусть и небольшой, но практике: огромные объемы выемки (грунта, — прим. ред.), особенности рельефа — большой перепад высот между берегами, — признался Новоселов.

Руководитель восьмого этапа трассы М-12 "Восток" (СК "Автодор") Рашит Хазипов в свою очередь рассказал, что для строительства автоподходов пришлось в буквальном смысле рыть землю.

— Для сопряжения моста и подходов к мосту были разработаны выемки на правом и левом берегах Волги глубиной до 45 метров. Объем выемки на правом составляет 14 млн кубометров. На левом берегу была также разработана выемка. Ее объем — 8 млн кубометров. Работы производились с начала 2021 года. В течение трех лет эти выемки разрабатывались, — поделился строитель.

При этом весь извлеченный грунт пошел в дело.

— Грунт из выемок в первую очередь использовался для строительства насыпи самой дороги. Из него же отсыпались площадки многофункциональных зон и какие-то излишки использовались для рекультивационных мероприятий, — добавил Хазипов.

В настоящее время, продолжил он, идут работы по благоустройству откосов, озеленению. На финишном этапе планировка откосов земляного полотна.

— После этого надвигается почвенно-растительный слой, и либо гидропосевом трав, либо устройством биоматов производится укрепление таких откосов. Если говорить про биоматы, то это такой геотекстильный материал, внутрь которого вшиты семена трав. Впоследствии они прорастают и укрепляют своей корневой системой сами откосы и защищают их от размывов, — объяснил руководитель восьмого этапа автодороги.

Заправки, кафе и гостиницы

При проектировании М-12 для удобства водителей были предусмотрены и многофункциональные зоны (МФЗ).

— В Татарстане будет шесть МФЗ. Они зеркальные — с правой и с левой стороны. Две пары МФЗ расположены в Кайбицком районе, около села Большие Кайбицы, две пары — в Верхнеуслонском районе, около деревни Вахитово, и две пары — в Лаишевском районе, рядом с селом Егорьево. — рассказал Хазипов.

В целом на новой автодороге МФЗ будут располагаться на расстоянии каждые 50 км друг от друга для того, чтобы можно было остановиться и отдохнуть.

— В многофункциональных зонах же не только заправки будут. Гостиницы, сервисные мероприятия. Там такие площади. В перспективе они будут застраиваться: будут какие-то предприятия обслуживания, возможно, логистические центры, то есть вырастут целые города такие, небольшие, — поделился планами Хазипов.

Что касается АЗС, то, по его словам, первые четыре заправки будут функционировать уже до конца текущего года.

Безопасно и экологически ответственно

Дорожные строители уверяют, что трасса М-12 — одна из самых "зеленых" в России.

— Для защиты от выхода животных на дорогу по всей трассе установлены сетчатые ограждения по границе полосы отвода. А для того чтобы перепускать животных через трассу, предусмотрено строительство экодуков и биопереходов. Они есть как надземного типа, так и подземного (тоннельного). Те, которые проходят над дорогой, они полностью ограждаются шумозащитными экранами, ширина их — порядка 50 метров. Верх такого экодука устилается почвенно-растительным слоем, высаживаются деревья. В принципе, без какого-либо дискомфорта можно будет пересекать трассу М-12. Такие экодуки и биопереходы строятся на традиционных путях миграции животных, — рассказал Хазипов.

Кроме того, при пересечении любого водотока — будь то маленький ручей или большая река — предусмотрено строительство локальных очистных сооружений.

— Вся вода, которая собирается с трассы, предварительно отправляется в локальные очистные сооружения, где проходит пять степеней очистки. На первом этапе вылавливается крупный мусор: пакеты, пластик какой-то. В дальнейшем улавливаются камни, песок. И на последнем этапе через угольные фильтры улавливаются нефтяные, масляные пятна. Стоит пробоотборник, через который можно контролировать качество воды. После того как вода очищена, происходит ее сброс в водоток, — объяснил принцип работы руководитель восьмого этапа дороги.

По его словам, на территории Татарстана планируется построить несколько десятков таких очистных. Контролирующие функции возьмут на себя обслуживающие М-12 организации.

— Несмотря на то, что дорога еще не введена в эксплуатацию, эксплуатирующие организации уже определены и готовы к работе, — заверил Хазипов.

Он добавил, что большое внимание уделено дорожной безопасности. На протяжении всей трассы полностью отсутствует светофорное регулирование, барьеры, шлагбаумы. Все пересекаемые дороги в рамках строительства основного хода трассы М-12 перестраиваются в двухуровневые развязки.

Все такие дороги перепускаются либо над трассой, либо сама трасса проходит над какой-то дорогой. На всем протяжении М-12 стоит барьерное ограждение. Она полностью освещена. На трассе используется краевая разметка структурного типа. При наезде происходит вибрация — и водитель понимает, что он съезжает с полосы движения, — рассказал дорожный строитель, добавив, что это может помочь, если автолюбитель потеряет контроль или начнет засыпать.

Цена комфорта

Строители дороги обещают, что новая магистраль позволит сократить время в пути от Москвы до Нижнего Новгорода до 4 часов, а до Казани — до 7 часов. Однако за комфорт придется заплатить.

— Плата сейчас просчитывается. Я знаю, что от Москвы до Арзамаса стоит 2 800 рублей. Это середина этапа. До Казани, я предполагаю, порядка 5—6 тысяч будет проезд, — подсчитал руководитель седьмого этапа строительства .

1/65 Динар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар Фатыхов