Ярослав Нилов предложил ввести в России гибридное ОСАГО
Ввести поощрения для тех, кто сообщает в правоохранительные органы о пьяных водителях, предусмотреть новый вид страхования, который позволит починить авто, даже если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, и ввести скидки за быструю уплату штрафа при нарушении правил парковки — о проработке этих и других инициатив рассказал «Парламентский газете» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов.
- Ярослав Евгеньевич, что изменится для автомобилистов в следующем году?
- Изменится плата за ОСАГО. Появилась информация Центрального банка, что тарифы повысят. Это будет плановое повышение, и полисы подорожают уже с 1 января. Но для автомобилистов из новых регионов будут льготные ставки.
Вообще в системе страхования водителей нужно много чего изменить. Сегодня законопослушные автолюбители запросто могут попасть в ситуацию, когда им не компенсируют ущерб, даже если они не виноваты в ДТП. Например, если у виновника не оказалось полиса, он скрылся с места аварии или на авто просто упала сосулька с крыши. Либо в машину въехал тот же доставщик пиццы на прокатном самокате или велосипеде. Если он еще и иностранец, с него почти невозможно взыскать ущерб. Поэтому я предложил сделать, можно сказать, гибридный ОСАГО, когда, кроме своей автогражданской ответственности, человек получит право застраховать себя от подобных рисков. Это было бы по сути ОСАГО с элементами КАСКО. Страховая все сделала бы, а уже потом взыскивала ущерб с виновника.
Для автомобилистов такой полис стоил бы дороже, чем традиционный ОСАГО, но дешевле, чем КАСКО, куда входит покрытие любого ущерба автомобилю, независимо от того, кто его нанес.
Но это должно быть исключительно добровольно. Водитель должен сам выбирать, надо ли ему это и от чего именно ему застраховаться.
- Понадобится ли разработать соответствующий законопроект?
- Это можно решить и без нового закона, если на то будет воля Центрального банка России и страховщиков. Мы подняли этот вопрос на встрече с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Она дала поручение проработать идею одному из своих заместителей, мы связались с ним и узнали, что наши предложения приняты в работу.
Кроме того, у человека должен быть выбор, как оформить ОСАГО. Сегодня полис привязан к конкретному транспортному средству. А надо дать право привязывать его либо к автомобилю, либо к водителю. Если в семье одна машина и четыре водителя, им выгодно купить одну страховку на авто. А если один водитель и три транспорта, например мотоцикл, джип и седан, — можно сделать одну страховку.
Еще возникла напряженность, связанная с введением утилизационного сбора. Это касается относительно небольшого количества автомобилистов — тех, кто пригнал автомобили из-за границы. Соответственно, утильсбор за машины не заплатили ни производители, ни импортеры. Для людей это оказалось серьезной проблемой. Я был в Татарстане, ко мне пришел представитель инициативной группы и рассказал, что только в республике людей, которые не могут ни растаможить привезенные авто, ни ездить на них, около тысячи человек. Вместо того чтобы взять с них утильсбор как с физического лица в размере пяти тысяч рублей, им начали выставлять огромные счета как юрлицам — больше миллиона рублей. Мы отправили обращение в Правительство с предложением ввести мораторий на утильсбор и скорректировать правительственное постановление, чтобы избежать таких случаев.
- Вы предлагали изменить правила эвакуации авто. Что нужно сделать?
- Считаю, что недопустимо эвакуировать транспортные средства инвалидов. Их надо просто перемещать, если они действительно мешают. Также нужно обязательно предупреждать водителя об эвакуации, если он оставил номер телефона. И только если человек не уберет машину в течение 10 минут после звонка, эвакуировать ее.
Кроме того, мы готовим проект закона о скидках на оплату штрафов за нарушение правил парковки. Например, в Москве штраф за неоплаченную парковку — пять тысяч рублей. И я обратился в Мосгордуму с просьбой предусмотреть скидки для тех, кто быстро его оплачивает. Но нам ответили, что для этого необходимо изменение федерального законодательства. Поэтому мы подготовим и внесем такие поправки. Может быть, надо предусмотреть и освобождение от ответственности, если человек уехал с парковки, не заплатив, но погасил задолженность в определенные сроки. Такая практика уже есть для людей, которые не оплатили сразу проезд по платной дороге. Можно было распространить ее хотя бы на автовладельцев, которые нарушили правила парковки первый раз. А если человек не будет платить регулярно, уже штрафовать.
Интересный вопрос и премирования людей, которые сообщают о пьяных водителях в соответствующие службы. В регионах начали вводить такие системы поощрения. Я считаю, что это неплохо, и не рассматриваю это как стукачество. Это вопрос безопасности. Никто из нас не застрахован от того, чтобы стать случайной жертвой пьяного водителя. Борются с пьянством за рулем подобным образом во многих странах. Вплоть до того, что, если увидели, как человек выходит пьяный из бара и садится за руль, увеселительное заведение несет ответственность наряду с водителем.
Другое дело, что на такие сообщения надо быстро реагировать. А хватит ли сил у нашей дорожной полиции, еще вопрос. К сожалению, фотовидеофиксация, можно сказать, убила систему Госавтоинспекции. Участковых, сотрудников ГАИ, спецтранспорта не хватает. Так что посмотрим, как это будет работать в регионах, а потом предложим перевести это на федеральный уровень.