В Госдуму вносят пакет законопроектов о запрете треш-стримов в России
Организаторам и участникам треш-стримов грозят административные штрафы до 700 тысяч рублей с изъятием оборудования для ведения трансляций. А в случае совершения уголовного преступления на стриме факт его демонстрации в интернете будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство. При этом для владельцев соцсетей вводится обязательство отслеживать треш-контент на своих площадках. Каналы треш-стримеров будут внесены в реестр запрещенной к распространению в России информации и заблокированы. Такие нормы предусмотрены в пакете законопроектов, подготовленном к внесению в Госдуму. О том, сколько лет тюрьмы и какие штрафы могут получить треш-стримеры в России, «Парламентской газете» рассказал инициатор и соавтор законопроектов, глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
- Алексей Константинович, под пакетом законопроектов о треш-стримах подписались более 20 федеральных депутатов и сенаторов. На ваш взгляд, в чем заключается его главная, самая значимая новация?
- Пожалуй, то, что нам удалось-таки поставить треш-стримы вне закона. Те преступления, которые совершаются публично, с демонстрацией через интернет хулиганства, садизма, издевательств над людьми и животными, вплоть до их убийства, теперь оговорены одиннадцатью поправками в Уголовный кодекс РФ. Треш-стримы рассматриваются как отягчающее обстоятельство, которое серьезно ужесточает ответственность за совершенные во время таких стримов преступные деяния. Нам удалось доказать, что треш-стрим — это не просто избиение или доведение до самоубийства. Это публичный садизм, который смещает понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Особенно для молодых людей. И делается это за деньги. Отдельные треш-блогеры хвастались, что зарабатывают до двух с половиной миллионов рублей в месяц.
- За что они получают такие деньги?
- За демонстрацию насилия. Иногда им даже заказывают определенный вид издевательств — например, избиение девушки в прямом эфире или истязание животного. За треш-стримы зрители «кидают» их авторам денежные онлайн-переводы, так называемые донаты. Не случайно треш-блогеры хвастались своими доходами, дорогими квартирами, которые они снимали чуть ли не в Москва-Сити, тем, как они ходили выступать на популярные ток-шоу. В свое время мне пришлось даже обратиться с письмом к руководителям наших телеканалов, чтобы практика приглашения в эфир таких личностей была прекращена. Кстати, с тех пор треш-блогеров больше на российских телеканалах не было.
- А может ли сцена насилия из художественного фильма попасть под те санкции, которые прописаны в вашем законопроекте?
- Этот вопрос часто задают. Ответ однозначный — нет, не может, так как фильм — это художественное произведение, а не намеренные действия по демонстрации насилия или унижений в интернете с целью получения выгоды. Это также прописано в нашем законопроекте. Если вы транслируете на весь интернет, как забили кота бутылкой до смерти, да еще и пытаетесь на этом заработать — это не что иное, как публичный садизм. И он должен быть наказуем.
- Поправки ужесточают уголовное наказание за преступления во время треш-стримов. В частности, увеличиваются тюремные сроки. А о каких именно сроках может идти речь?
- Давайте поясню на примере. Допустим, на треш-стриме произошло убийство. А мы помним о таких случаях. Несколько лет назад треш-блогер Решетняк выгнал в мороз свою помощницу по стриму на балкон и забыл про нее. В итоге девушка умерла от переохлаждения. В Смоленской области пожилого мужчину за «донаты» напоили до смерти. Так вот, если такие преступления будут рассматриваться по статье 105 УК РФ, то есть как убийство, то без отягчающего обстоятельства срок лишения свободы составляет от 6 до 15 лет. С нашими поправками, признающими треш-стримы отягчающим обстоятельством, срок уже будет от 8 до 20 лет.
- Вашим законопроектом также вводятся штрафы за треш-стримы. Граждан, которые распространяют в Сети фото- и видеоматериалы с изображением публичных издевательств и истязаний или призывают к совершению таких деяний, предлагается штрафовать на сумму от 200 тысяч до 600 тысяч рублей. Должностных лиц за то же самое — на сумму от 300 тысяч до 700 тысяч рублей. Дополнительно предусматривается конфискация оборудования, использованного для изготовления таких материалов. Как считаете, этих сумм достаточно для решения проблемы треш-стримов?
- Думаю, да. Для рядового треш-стримера шестьсот тысяч рублей — та сумма, которая сможет лишить его большей части доходов. Это, как и ужесточение уголовных норм, делает сферу треш-стримов высоко токсичной для блогеров — «крутиться» в ней становится и невыгодно, и опасно.
- В вашем законопроекте также есть нормы, которые обязывают владельцев соцсетей отслеживать и выявлять треш-стримы на своих площадках. А что им грозит за нарушение такого требования?
- Для начала — штрафы. В июле этого года КоАП был дополнен статьей 13.50, предусматривающей ответственность за неисполнение владельцами соцсетей своих обязанностей. Так, неисполнение обязанности по осуществлению мониторинга может повлечь штраф для юридических лиц от восьмисот тысяч до четырех миллионов рублей. Если же противоправный контент не только не мониторится, но и злостно не удаляется с той или иной интернет-платформы, то согласно складывающейся практике ресурс может быть замедлен или заблокирован. Напомню, что, например, соцсеть Twitter у нас в стране заблокирована не в связи с дискредитацией ВС России, как, например, «Фейсбук», а потому, что соцсеть отказалась удалять часть контента, запрещенного нашим законодательством (наркотики, экстремизм и др.) Так что, если владельцы соцсетей не будут избавлять их от треш-стримов, то теперь такие ресурсы могут быть со временем полностью заблокированы в России.
Подчеркну, что сегодня тема борьбы с треш-стримами как неприемлемым для социума явлением стала весьма актуальной — на нее живо реагируют и в обществе, и в СМИ, и во власти. А было время, когда нам говорили: зачем вы предлагаете новые поправки, если треш-стримы всего лишь являются подвидом уже наказуемых преступлений? И сейчас мы разворачиваем сознание граждан страны в сторону того, что треш-стримы, распространяемые через интернет на сотни тысяч, а то и на миллионы человек, являются особо опасным преступлением. Надеюсь, что вместе с внесением наших поправок в Госдуму для треш-стримеров настанут совсем плохие времена.