Войти в почту

Где появятся дорожные камеры и как об этом узнать

Региональные управления МВД будут публиковать места установки дорожных камер, а сами эти устройства должны быть сертифицированы и пройти поверку, иначе штраф окажется недействительным. А если водитель нарушил требование временного знака, то на фотографию с камеры должны попасть номер авто и сам знак. Об этом идет речь в проекте постановления Правительства об утверждении правил размещения средств фиксации нарушений ПДД. Документ до января проходит общественное обсуждение на портале проектов правовых актов. «Парламентская газета» узнала подробности.

Где появятся дорожные камеры и как об этом узнать
© Парламентская газета

О камере предупредят

Размещение камер предложили разрешить на дорогах с выделенной полосой для общественного транспорта, на аварийно-опасных участках и на особенно аварийных пересечениях дорог, в местах строительства или ремонта дорог, на пешеходных переходах, в местах, где запрещена стоянка или остановка, на перекрестках. Кроме того, приборы могут вешать на автоматических пунктах весового и габаритного контроля, а также в местах, определяемых при осуществлении контроля в области безопасности дорожного движения, говорится в проекте постановления.

О приближении к камере не меньше чем за сто метров в пределах населенного пункта и не ближе 150-300 метров за городом должен предупреждать специальный дорожный знак.

Принимать решение о размещении средств фиксации будут власти регионов, по территории которых проходит дорога. Владелец дороги должен будет вести учет камер в виде реестра, передавать эту информацию в МВД, а ведомство — публиковать на своем сайте.

Внимание на экран

Камеры смогут фиксировать не только постоянно действующие, но и временные ограничения, отображаемые на знаках переменной информации, или так называемых динамических информационных табло. Такие экраны есть на крупных трассах, ограничения могут вводить при дожде, тумане, гололедице. В проекте постановления кабмина указано, что в этом случае информация о штрафе должна содержать не только фотографию автонарушителя, но и снимок знака с установленным на нем требованием.

Важно четко фиксировать скорость автомобиля в момент проезда информационного табло, а также синхронизировать дорожную камеру с этим табло, чтобы прибор не показал нарушение, рассказал «Парламентской газете» эксперт по средствам видеофиксации Григорий Шухман. Проехать динамическое табло водитель может, когда на нем будет ограничение в 90 километров в час, а доехать до камеры, которая уже настроилась на 60 километров в час, объяснил «Парламентской газете» эксперт. Оспаривать штраф в этом случае будет непросто.

Штрафы можно оспаривать

Проект постановления кабмин разработал в соответствии с принятым в этом году и вступающим в силу 1 сентября 2024-го законом о регулировании дорожных камер. Согласно новым нормам, средства фиксации должны пройти обязательную сертификацию в ГИБДД и иметь действующее свидетельство о метрологической поверке. Если нарушение зафиксировало устройство без сертификата, то видео и фото с него не должно попасть в МВД. Если все же попало, то штраф назначать не станут, а если уже выписали, то отменят. Водители могут обжаловать «письма счастья» через портал госуслуг, приложив доказательства того, что их наказали по ошибке. Рассмотрение жалобы занимает десять дней.

Число дорожных камер растет каждый год, но больше десятка лет эта сфера почти никак не регулировалась, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. При этом к проекту постановления, по его словам, есть вопросы: как могут размещаться комплексы, принадлежащие частным компаниям, о порядке передачи федерального имущества в региональную собственность, а также о порядке и основаниях принятия решений об отключении камер.

«Но в целом после доработки документ станет еще одним шагом к повышению безопасности и снижению аварийности на дорогах, при этом без выставления избыточных требований законопослушным водителям», — заключил Федяев.

Частникам не место на дорогах

Со вступлением в силу правил камер на российских дорогах вряд ли станет меньше, предположил член Общественной палаты РФ Александр Холодов. Документ разрешает размещать приборы «в местах, определяемых при осуществлении контроля в области безопасности дорожного движения», а значит, практически везде. Но наличие регулирования все же лучше, чем его отсутствие, сказал «Парламентской газете» Холодов: «Надеюсь, что ограничения скорости в зонах действия камер до 40 километров в час без видимых на то причин останутся в прошлом».

Проанализировать размещенные уже сейчас средства фиксации нарушений ПДД считает необходимым глава думского Комитета по социальной политике Ярослав Нилов. «Нужно убирать заниженный скоростной режим, а также дорожные качели, когда на относительно небольшом участке скорость постоянно меняется, что создает нервозную обстановку на дороге», — сказал нашему изданию депутат.

Дорожные камеры должны принадлежать только государству, для частников такой вид «заработка» должен быть недоступен, добавил Ярослав Нилов. Он напомнил, что летом вместе с коллегами внес в Госдуму соответствующий законопроект.