Войти в почту

К 2030 году Новосибирску потребуется не менее двух тысяч электрозарядных станций

На дорогах Новосибирска к 2030 году появится не менее 42 тысяч электромобилей. Если, конечно, будет создана соответствующая инфраструктура. Об этом говорили на форуме "Городские технологии", организованном мэрией Новосибирска совместно с Новосибирским государственным университетом экономики и управления.

К 2030 году Новосибирску потребуется не менее двух тысяч электрозарядных станций
© Российская Газета

- Есть среди участников те, кто приехал на электромобиле или заряжал их сегодня? - обратился к присутствующим модератор пленарного заседания, вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий инновационного центра "Сколково" Алексей Паршиков.

Таких в зале не нашлось. В дни проведения форума в Новосибирске стояли аномальные холода, и в минус 37 градусов даже на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) мало кто осмелился передвигаться. Плюс электрокаров в том, что ими можно пользоваться в любую погоду - заряжай и езжай. Но для этого нужна зарядная инфраструктура.

По словам заместителя мэра Новосибирска Артема Скатова, развитие экологичного электротранспорта и необходимой инфраструктуры - один из городских приоритетов. В Новосибирске сейчас более 550 электрических автомобилей, в области - свыше 800, к 2030 году их число должно достичь 42 тысяч, а через семьдесят лет количество автомобилей без выхлопных труб вырастет в сто раз.

Согласно распоряжению правительства РФ N2290Р от 23 августа 2021 года, в 2024-м на дорогах страны должно быть не менее 25 тысяч электромобилей, а для их обслуживания необходимо открыть более девяти тысяч зарядных станций.

- Новосибирцы делают выбор в пользу электротранспорта, потому что это дешевле и удобнее, а вот чтобы стало еще и комфортнее, нужна инфраструктура - станции, которые позволят зарядить машину во дворах, парковочных карманах, торговых центрах. Будет инфраструктура - количество электрокаров вырастет в геометрической прогрессии, - уверен Артем Скатов.

Отсутствие развитой сети ЭЗС - одна из причин, которая тормозит переход к более экологичному виду транспорта. Мало приятного встать посреди трассы или города и не иметь возможности зарядить электрокар. Поэтому пока автомобилисты выбирают гибридные автомобили.

Для зарядки более сорока тысяч "электричек", по оценке специалистов, Новосибирску потребуется не менее двух тысяч ЭЗС. Одна "быстрая" станция (такие устанавливают, например, у торговых центров) стоит три-пять миллионов рублей, а "медленная" (обычно вблизи жилых кварталов, офисов) - от 350 тысяч. То есть в создание сети ЭЗС в городе необходимо вложить не менее 1,3 миллиарда рублей, и часть этой суммы может быть государственными субсидиями.

Так, вице-губернатор Сергей Семка отметил, что правительство региона оказывает поддержку строительству крупных зарядных станций, в минэнерго РФ отправлена заявка на софинансирование не менее тридцати ЭЗС.

В этом году в Новосибирске началась реализация проекта "Сибирь заряжает".

До конца года в его рамках будет открыто сорок ЭЗС, в 2024-м - еще столько же.

- В нашем городе электрические станции начали появляться три года назад. И оказались востребованы автомобилистами, пересевшими на электрокары. В Новосибирске пока их не так много - возможно, причина в отсутствии необходимой зарядной инфраструктуры, которая сейчас появляется. Мы рассчитываем, что широкое распространение ЭЗС будет стимулировать автолюбителей пересаживаться на экологичный, удобный, перспективный вид транспорта. Такой же тенденции мы придерживаемся в развитии общественного транспорта - делаем упор на троллейбусы с автономным ходом, трамваи, метро. Это направление считаем стратегически важным, - отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть во время открытия ЭЗС на территории Городской клинической больницы N1.

Данная станция является примером того, как может выглядеть инфраструктура сети - открыта в удобной локации (ЭЗС могут пользоваться не только медицинские работники, но и жители близлежащего микрорайона), подключена к трансформаторной подстанции.

Руководитель проекта развития автомобильных зарядных станций Сибирской генерирующей компании (СГК) Андрей Витковский пояснил, что под брендом "Сибирь заряжает" объединились организации, желающие развивать электромобильную инфраструктуру в регионе. В их числе - СГК, "Региональные электрические сети", Новосибирская городская сетевая компания, электросетевая компания СЭТ-54. Поддержку оказывает мэрия Новосибирска. Пилотные проекты "Сибирь заряжает" реализуются в Новосибирске и Красноярске. Кроме того, свои станции открывают "Новосибирск-энергосбыт", оператор "Ток Бокс Мобилити".

Сейчас сетью "Сибирь заряжает" охвачено восемь районов Новосибирска. До 1 мая 2024 года на ЭЗС действует тестовый режим, зарядка на них бесплатная.

- В первую очередь при установке станций мы учитываем интенсивность движения автомобилей и плотность населения. В местах, где проживает наибольшее число горожан, выбраны трансформаторные подстанции, позволяющие подключить ЭЗС. Также обращаем внимание на наличие парковочных мест, запас мощности трансформаторной подстанции для последующего увеличения количества оборудования, удобство заезда. Зарядные станции установлены таким образом, чтобы как можно больше потенциальных владельцев электромобилей могли ими пользоваться, - добавил Андрей Витковский.

Упор сделан на установку так называемых "медленных" станций, предназначенных для зарядки электромобилей в ночное время.

Создание инфраструктуры требует понятной нормативно-правой базы и ответов на вопросы: не обрушится ли энергосистема при выросшей нагрузке на нее, готовы ли люди массово отказываться от автомобилей с ДВС, безопасно ли открывать ЭЗС возле многоквартирных домов и торговых центров, не ляжет ли финансовая нагрузка на жителей МКД? Будут ли автомобилисты заряжать электрокары на ЭЗС или продолжат "питаться" напрямую из своих квартир, домов, ведь так дешевле (тариф на электроэнергию для физических лиц ниже, чем для юридических)?

С точки зрения инвестора, нужны свободные энергомощности, к которым можно было бы присоединить ЭЗС, и земельные участки. И это тоже проблема.

- Все эти вопросы мы не должны игнорировать, - подчеркнул председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. - Сам электромобиль стоит дороже обычного авто, но его эксплуатация обходится дешевле. Стимулировать новосибирцев можно экономическими способами. Электромобили освобождены от транспортного налога, гибриды облагаются налогом частично, но этих мер недостаточно.

- Кто-то из автомобилистов задумается об экологии, но далеко не все, ведь большинство, выбирая машину, стремится сэкономить. Проблемой может стать утилизация батарей, потому что просто пойти и выбросить их нельзя. Об этом необходимо побеспокоиться, - напомнила еще об одном аспекте председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова.

Тем не менее экологическая польза от массового внедрения электротранспорта заметна. По словам Марии Сидоровой, если в Новосибирске появится тридцать тысяч электрокаров, то количество выбросов в атмосферу уменьшится на пять-семь процентов.

Кстати

У электромобиля нет двигателя внутреннего сгорания, но есть батарея. Ее жизненный цикл - восемь-десять лет.

- Многие производители внедряют бизнес-модель - покупаешь кузов, а батарея оформляется по подписке. Вносишь определенную сумму в месяц и не переживаешь, что батарея потеряет емкость и "умрет". Пока кузов не сгниет, можно ездить. Однозначно должна появиться новая технология сохранения электроэнергии, существующие литий-ионные батареи не столь дешевы и компактны, как того хотелось бы. Мы верим в науку, - отметил вице-президент инновационного центра "Сколково" Алексей Паршиков.