В Германии начались масштабные антиправительственные протесты фермеров
В ночь на понедельник на автобаны Германии выехали тысячи тракторов. Немецкие фермеры начали вторую волну протестов против принятых правительством Олафа Шольца мер бюджетной экономии. Рано утром они заблокировали въезды на основные транспортные магистрали и направились в центральные части городов для проведения протестных демонстраций. Уже через несколько часов движение во многих частях страны было парализовано, а сообщения СМИ стали все больше напоминать фронтовые сводки: "5500 тракторов двигаются с разных направлений к Мюнхену", "Коттбус скоро будет отрезан от внешнего мира", "Граница с Чехией перекрыта".
К 10 часам утра в центре Берлина у Бранденбургских ворот собралось около 600 тракторов, а также грузовики, фургоны, автобусы и прочая спецтехника. К протестам фермеров присоединились водители-дальнобойщики, владельцы частных мастерских и работники других отраслей. С плакатами в центр немецкой столицы пришли и обычные граждане.
Главное требование возмущенных фермеров - вернуть госсубсидии на дизельное топливо для сельского хозяйства, которые были отменены правительством ради экономии бюджета. Без этих субсидий производство сельхозпродукции в Германии становится нерентабельным и многие хозяйства рискуют просто разориться. А без собственного сельского хозяйства туго придется уже всей стране. Именно эту простую истину и пытаются донести до властей протестующие, главный их лозунг: "Нет фермеров - нет и хлеба!"
Но причины для недовольства Шольцем и его министрами сейчас есть практически у всех в Германии. Дальнобойщиков возмутило недавнее увеличение дорожного сбора, мелкие производители страдают от роста цен на энергию и комплектующие, работники общепита теряют клиентов и прибыль из-за повышения с нового года НДС для отрасли. И все они, так же как и остальные немцы, уверены, что правительство, будучи не в состоянии справиться с поразившим страну кризисом, пытается решить экономические проблемы за счет граждан и бизнеса.
Поэтому неудивительно, что начавшиеся еще в декабре фермерские протесты подавляющее большинство жителей Германии сочли справедливыми, а сейчас люди выходят, чтобы эти протесты поддержать.
Поддержали фермеров и политики. Премьер Баварии Маркус Зёдер в очередной раз потребовал отставки канцлера Шольца и новых выборов, а баварский министр экономики Хуберт Айвангер в понедельник лично выступил перед собравшимися на демонстрации в городе Ландсхут. "Нами руководят люди, которые не могут отличить свинью от коровы", - констатировал он, явно имея в виду заседающее в Берлине правительство и лично главу федерального минэкономики Роберта Хабека, о непрофессионализме которого в Германии уже не высказался только ленивый.
"Мы поддерживаем фермеров и других граждан, мирно выступающих за свои права и интересы. Они выходят на улицы от имени значительной части общества", - заявила в свою очередь партия "Альтернатива для Германии", добавив, что в случае необходимости она готова взять на себя ответственность за страну. Понимание и поддержку высказали и представители других партий, в том числе и правящих. С призывами к Шольцу вернуть субсидии на дизель утром в понедельник обратились его видные однопартийцы, премьеры Нижней Саксонии и Мекленбурга-Передней Померании Штефан Вайль и Мануэла Швезиг.
Немецкие судебные власти тоже сочли, что фермеры имеют полное право выражать свое недовольство. В Бранденбурге полиция подала иск в суд, с требованием запретить блокировку автобанов, но решение земельного административного суда оказалось в пользу протестующих. Им только предписали пропускать машины скорой помощи, пожарных и других служб. Впрочем, фермеры и так это делают, а в некоторых регионах они сами решили действовать по "правилу 40:20", то есть закрывать проезд на сорок минут, а потом открывать на двадцать.
Немецкие судебные власти тоже сочли, что фермеры имеют полное право выражать свое недовольство и полиция не должна им мешать
Протестовать фермеры собираются всю неделю, и чем эта неделя закончится для Германии и правительства Шольца - неизвестно. В декабре правительство уже пошло на уступки, отчасти смягчив свое решение об отмене субсидий. Но фермерам этого недостаточно, они хотят возврата выплат в полном объеме. "Все эти частичные уступки означают для нас лишь смерть в отсрочку", - заявил глава Ассоциации немецких фермеров Йоахим Руквид. По его словам, принятое правительством решение обойдется сельхозпроизводителям в один миллиард евро ежегодных потерь и поставит под угрозу продовольственную безопасность страны.
Однако дело уже, похоже, не в фермерских субсидиях. Для немцев они стали лишь поводом, чтобы выразить свое собственное переходящее в злость недовольство правительством. А фермеры, проявив организованность и решительность, показывают остальным пример, как именно это можно сделать.
Они превратились по сути в протестный авангард, за которым потянулись все - от политиков до обычных граждан. Каждый со своими претензиями и требованиями, но все объединенные желанием скорейшей смены власти. На прошлой неделе разъяренные фермеры не дали причалить в северонемецком Шлютзиле парому, на котором плыл глава минэкономики Хабек. Министру тогда пришлось спасаться бегством, а представители властей высказали возмущение произошедшим. Но для многих немцев это наверняка стало показательным примером: "так можно". И таким же примером для них становятся начавшиеся в понедельник масштабные протесты.
В правительстве все это хорошо понимают. В понедельник Хабек выступил с видеообращением, указав на то, что протесты выходят за грани легитимности и принимают недопустимые формы. По словам министра, граждане должны проявить понимание и не допустить падения государства. "Эта республика - лучшее, что когда-либо было в Германии", - заявил Хабек. Примерно в том же духе на протестующих пытаются воздействовать и остальные члены правительства - уговорами, увещеваниями, а также запугиванием их тем, что они могут стать инструментом в руках неких "экстремистов".
И это, похоже, все, что остается сейчас немецким властям. Подчиниться требованиям фермеров и вернуть субсидии они не хотят, да и не могут. Ведь это станет еще одним примером для все остальных, что "так можно".