Войти в почту

Как развивается проект создания зарядной инфраструктуры для электромобилей

С начала текущего года в пилотный проект по созданию в России зарядной инфраструктуры для электротранспорта вошло еще 26 регионов. Таким образом, сегодня в эксперименте участвует уже 67 субъектов РФ, в том числе и Центрального округа.

Как развивается проект создания зарядной инфраструктуры для электромобилей
© Российская Газета

Сегодня электромобиль в том же Тамбове или в Орле - скорее роскошь, чем средство передвижения. Доля таких машин невелика, а за пределами столичного региона она пока и вовсе остается на уровне статистической погрешности. Однако технологии и запросы меняются стремительно: по прогнозам, к 2030 году доля выпускаемых отечественных электромобилей в общем объеме производства достигнет не менее 10 процентов. Чтобы их владельцы не оставались без подпитки, к этому сроку планируется запустить не менее 72 тысяч зарядных станций, из которых около 28 тысяч - быстрозарядные. Поэтому регионы все активнее включаются в проект, а также создают собственные программы, чтобы не оказаться в роли догоняющих.

Так, в Калуге проблематика расширения зарядной инфраструктуры для электромобилей была обозначена еще в октябре прошлого года в рамках делового завтрака, традиционно проходящего на площадке региональной Торгово-промышленной палаты. Тогда глава региона Владислав Шапша проинформировал представителей бизнес-сообщества о том, что в области разрабатывается соответствующая программа.

По данным главы региона, только в Калуге имеется около 200 электромобилей, и их количество стремительно растет. Так что растет и потребность в зарядных станциях. В областном центре уже определено 45 точек для установки зарядных станций, для 10 из них, которые находятся в спальных микрорайонах, получено разрешение на их размещение, еще по 35 ведется организационная работа. В Обнинске предложено 10 мест, где было бы целесообразно установить зарядные станции. До конца года чиновники должны определиться с размещением ЭЗС и в других муниципалитетах. Так, отдельное поручение губернатора касалось дальнейшей установки станций в первую очередь в Боровске, Малоярославце, Жукове, Тарусе.

- Электрический автотранспорт придет тогда, когда будет создана сеть заправок. Человек, когда покупает электромобиль, должен быть уверен в том, что у него есть возможности его подзарядки, - пояснил Владислав Шапша. - Нужно понимать, как система будет работать, до окончательного принятия всех решений об установке заправочных станций. Наличие самой станции не гарантия того, что она будет пользоваться спросом. Нужно учесть все возможные риски. Когда определяете места установки, необходимо сразу понимать, где будет парковка, какие дорожные знаки нужно установить и так далее. Прошу сразу подключать к этой работе комиссии по безопасности дорожного движения.

Расширение сети зарядных станций будет способствовать спросу на электромобили

Продвигается эксперимент и в черноземных регионах. Как сообщили в Министерстве экономического развития и промышленности Белгородской области, здесь намерены установить минимум 10 станций для зарядки электрокаров.

Они пополнят уже существующие семь, которые принадлежат ПАО "Россети". Две из них находятся в областном центре, по столько же - в Белгородском и Корочанском районах, а еще одна - в Яковлевском городском округе.

Начальник департамента промышленности и предпринимательства Министерства экономического развития и промышленности области Владимир Зябрев рассказал, что этого уже недостаточно. Такой вывод в министерстве сделали после исследования.

- Летом мы провели анализ и поняли, что число зарядных станций в Белгороде и области недостаточно для удобства пользования электротранспортом, - отметил он. - Мы подали заявку в Минэнерго для участия в пилотном проекте по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта на территории субъектов Российской Федерации. В рамках проекта планируется компенсировать часть затрат на установку быстрых электрозарядных станций мощностью не менее 149 киловатт. Такая мощность позволит обеспечить зарядку аккумуляторов электроавтомобилей до уровня 80 процентов за 20-30 минут. Суммарный объем поддержки на развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта на территории Белгородской области в 2024 году составит 27,6 миллиона рублей, что позволит компенсировать часть затрат на установку минимум 10 электрозарядных станций.

Также в министерстве констатировали: число электромобилей в регионе растет. По итогам минувшего года белгородцы зарегистрировали почти 700 электрокаров.

В Тамбовской области в 2024 году планируют открыть пять электрозарядных станций: три - в столице региона, по одной - в Мичуринске и Рассказове. Инвестиции в проект составят 13,8 миллиона рублей.

Как сообщил исполняющий обязанности министра автомобильных дорог и транспорта области Альберт Чурилов, реализация проекта будет обеспечена за счет участия в федеральной инициативе "Электромобиль и водородный автомобиль". На расширение зарядной инфраструктуры для электромобилей регион получит субсидию в размере около 12,6 миллиона рублей и добавит от себя 1,2 миллиона.

Эти средства направят на компенсацию части затрат инвесторов на обустройство ЭЗС и технологическое присоединение к сетям. Ожидается, что новые станции будут быстрыми, то есть позволят заряжать автомобиль за час-полтора (в зависимости от мощности).

- Расширение сети зарядных станций будет способствовать спросу на электромобили. Кроме того, мы можем поддержать владельцев электротранспорта и за счет региональных мер, освободив их от уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработан в областной думе, - отметил тамбовский губернатор Максим Егоров.

Сейчас в регионе зарегистрировано около 50 электрических и 203 гибридных автомобиля, действует пять электрозарядных станций: две - быстрые, три - медленные, где на зарядку машины уходит от двух до восьми часов.

Среди тех регионов, где эксперимент уже идет полным ходом, показательна Липецкая область. Хотя бы потому, что здесь в сентябре 2022 года появился первый в России завод по производству электромобилей, которые выпускаются под маркой Evolute. Сегодня компания расширяет ассортимент, строго ориентируясь на потребности рынка. Тогда же липчане озаботились созданием электрозарядной инфраструктуры. В частности, заключили в следующем году на Петербургском международном экономическом форуме соглашение о создании сети из 11 ЭЗС. Сегодня сеть расширяется.

Минувшей осенью власти региона инициировали поистине инновационный проект поддержки электротакси. Тем таксопаркам, которые покупают электромобили (разумеется, местного производства), стали компенсировать по 350 тысяч рублей за каждую машину. В прошлом году на эти цели предусмотрели порядка 20 миллионов рублей из облбюджета, в этом - заложили еще 50 с лишним миллионов. "С нашей поддержкой в липецкие таксопарки закуплены уже 37 отечественных электромобилей", - сообщил в начале года глава региона Игорь Артамонов. Несложно подсчитать, что до конца года власти затратили на обновление парка около 13 миллионов рублей. Но лиха беда начало: популярность проекта растет, а с помощью новеньких Evolute эволюция таксопарков под девизом "Поехали на липецком!" продолжается. Водители и пассажиры довольны.

Справка "РГ"

Пилотный проект по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта стартовал в 2022 году. В рамках эксперимента уже реализуются проекты в 41 регионе, в том числе в Татарстане, Крыму и Севастополе, Краснодарском крае, а также в Ленинградской, Московской, Нижегородской, Воронежской, Сахалинской, Липецкой, Ростовской и Тульской областях. Новыми участниками проекта в 2024-м стали Адыгея, Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Якутия, Забайкальский и Камчатский края, а также Амурская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Калужская, Кировская, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Тамбовская и Томская области и Ханты-Мансийский автономный округ.