Спешить с заменой на литий не стоит
Литиевые аккумуляторы стали одной из значимых причин пожаров. По данным МЧС, только в одной Москве они становятся причиной от трех до 10 возгораний в месяц. Учитывая, что такие девайсы используются далеко не только в гаджетах и средствах индивидуальной мобильности, применение этих аккумуляторов может стать серьезным фактором риска для сферы ИТ и телекома.
В силу служебных обязанностей автору этих строк приходится постоянно следить за новостными лентами и всяческого рода пресс-релизами компаний и ведомств. И где-то неделю назад попалась новость в ленте одного из информагентств о том, что возгорания литиевых батарей стали одной из значимых причин пожара, особенно в крупных городах.
Например, в Москве, в зависимости от сезона, происходит от трех до 10 такого рода инцидентов. Их число растет с началом сезона использования средств индивидуальной мобильности, а в холодное время года загораются только батареи гаджетов и пауэрбанки.
Стоит иметь в виду, что литиевые батареи используются далеко не только в гаджетах, пауэрбанках или электросамокатах с электровелосипедами, но и в электромобилях или источниках бесперебойного питания, которые применяются на многих объектах, от больниц и промышленных предприятий до центров обработки данных. И возгорание батарей тут может иметь куда более серьезные последствия. Тем более что литиевые батареи крайне трудно потушить, а процесс их горения происходит при высоких температурах, в итоге может начать гореть даже то, что в обычных условиях не воспламеняется.
К сожалению, угроза возгорания литиевых батарей в ЦОДах не является сугубо теоретической, как долго считали сторонники продвижения таких батарей. Первым их аргументом было то, что в ЦОДах поддерживается жесткий режим температуры и влажности. Во-вторых, там исключены механические воздействия, в отличие от электромобилей, средств индивидуальной мобильности, да и гаджетов или пауэрбанков. И наконец, в батареях ИБП не применяются технологии быстрого заряда, которые при некоторых обстоятельствах могут способствовать перегреву батарей и их возгоранию.
При этом литий-ионные батареи, несмотря на более высокую цену по сравнению с традиционно используемыми в ИБП свинцово-кислотными, легче, компактнее и дольше служат. В итоге с 2015 года продажи систем бесперебойного электропитания с литиевыми батареями растут на 10% каждый год, причем в количественном выражении.
Именно из-за литиевых батарей в марте 2021 года сгорел дотла ЦОД SBG2 французской компании OVH, одного из крупнейших мировых веб-хостингов. Также было уничтожено четыре из 12 помещений SBG1. Этот инцидент затронул значительную массу клиентов, поскольку в ходе пожара были обесточены еще два ЦОДа OVH. К тому же резервные копии данных пользователей компании хранились в том же ЦОДе. Как показало расследование, причиной пожара стала неисправность системы бесперебойного электропитания, где применялись как раз литиевые батареи.
В случае OVH распространению огня способствовали деревянные полы, отсутствие изоляции трасс кабелей, что сильно осложнило работу пожарных, а также система фрикулинга, которая обеспечивала приток воздуха. Не менее серьезным фактором риска является топливо и смазочные материалы для дизель-генераторных установок.
Пожар в ЦОДе SK C&C в октябре 2022 года повлиял сразу на несколько компаний Южной Кореи, которые на восемь часов остались без доступа к ключевым системам. Перестали работать мессенджер KakaoTalk, пользователями которого является практически все население страны, ряд сервисов бронирования билетов и агрегатор такси. Из-за инцидента прекратили работу десятки тысяч серверов. Данные расследования SK Group не раскрыла, но, по предположению директора по исследованиям Uptime Institute Даниэля Бизо, причиной этого пожара также, скорее всего, стали литиевые батареи. Данный инцидент привел к отставке нескольких топ-менеджеров всего холдинга SK Group.
В итоге такая авторитетная организация, как Uptime Institute, советует очень хорошо подумать, прежде чем переходить на использование литиевых батарей в подсистемах бесперебойного питания. По статистике, собранной этой организацией, пожары стали причиной 7% всех возгораний в мире, причем с 2015 года, с начала использования литиевых батарей в подсистемах бесперебойного электропитания, наблюдается четкая тенденция к росту их доли. Там также обращают внимание на то, что продукты горения литиевых батарей при попадании в оборудование ЦОДа могут вызвать труднопредсказуемые отказы спустя недели или месяцы после возгорания даже тогда, когда до помещений не добралось пламя или средства пожаротушения.
"Если вы планируете использование литий-ионных батарей, то их необходимо разместить в отдельной аккумуляторной. Это помещение должно иметь как минимум пару огнезащитных стен и потолков, и следует рассмотреть возможность использования пенной системы пожаротушения", - такие рекомендации дал технический директор Uptime Institute Крис Браун.
И в целом нужно тщательнее подходить к проектированию ЦОДа, вне зависимости от того, какое оборудование там будет использоваться. Как написал один из участников обсуждения новости о пожаре в OVH, при любом типе аккумуляторов и расчетной мощности резервной линии в 20-40 киловатт при неумелом проектировании и/или эксплуатации любой тип батарей так или иначе становится опасным.
В конце концов технологии не стоят на месте. Регулярно в тех же новостях появляются реляции о том, что изобрели что-то новое в технологиях, которое делает батареи еще более надежными и безопасными.
Можно возразить, что в России случаев возгорания ЦОДов из-за литиевых батарей не было. Кроме того, отечественные писаные и неписаные стандарты строительства ЦОДов включают требования, направленные на обеспечение пожарной безопасности, которых у Uptime Institute пока в явном виде нет. Но пожар проще предупредить, чем потушить, особенно если горят литиевые батареи.