Войти в почту

Эксперт ПИУ РАНХиГС о развитии пассажирской логистики в России

Государство проводит планомерную поддержку внутренних пассажирских перевозок. Стратегический план по развитию сектора учитывает потребности собственных граждан и бизнеса: беспилотные технологии, скорость, безопасность и комфорт. Россия — ключевое звено мировых транспортных потоков и во многом задает тренды. Городской общественный транспорт: автобусы и электробусы, трамваи, метро, а еще железнодорожное, воздушное сообщение, навигация по рекам и морям — большое внимание уделяется каждому из этих направлений (Источник: ТАСС). Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидат социологических наук, доцент Елена Бурмистрова отмечает: «Транспортная логистика является одним из системообразующих элементов современной экономики и одной из основ национальной безопасности государства. Степень ее влияния на экономические, социальные, политические и прочие аспекты жизни общества очень велика. 19 января 2024 года в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ Министерством транспорта России было проведено мероприятие отраслевого дня пассажирской логистики. По мнению спикеров мероприятия, ключевым трендом в логистике пассажирских перевозок останется цифровизация всех звеньев логистической цепочки перемещения пассажира. Если говорить более детально, продолжат развитие российские цифровые сервисы, позволяющие создавать механизм бесшовной пассажирской логистики (покупка одного электронного билета на несколько видов транспорта на цифровой платформе «Российский транспорт»), осуществлять безналичную оплату проезда, использовать льготы и бонусы. На сегодняшний день Россия имеет одну из самых развитых в мире логистик. Так, наша страна — вторая в мире по протяженности внутренних водных путей, имеющиеся 110 авиакомпаний обслуживают 1,5 тыс. внутренних авиамаршрутов, длина автомобильных дорог превышает 1,5 млн. километров, железнодорожных — равна 87 тыс. километров, или двум экваторам, причем у нас есть самый протяженный в Европе Крымский мост, первая дорога, по которой ездят беспилотные грузовики — «Нева», а также самые длинные на планете Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Значимость пассажирских перевозок как элемента пассажирской логистики в современной России обусловлена ростом трудовой мобильности населения, проживающего на обширных географических просторах территории страны, в малых городах и районах поселкового типа. Следует отметить, что пассажирские перевозки делают существенный вклад в объем платных услуг, оказываемых населению, доля которых в ВВП составляет более 5%, а также оказывают влияние на уровень жизни населения, развитие социальной сферы и экономики страны в целом. Российские авиакомпании в 2023 году увеличили объем пассажирских перевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%, до 105 млн. пассажиров. В целях расширения географии полетов Группа «Аэрофлот», в которую входят авиакомпании «Аэрофлот», «Победа» и «Россия», планирует к 2030 году ввести в эксплуатацию более 300 новых отечественных воздушных судов. Также продолжается реализация программ развития субсидирования авиаперевозок с объемом поддержки более 30 млрд. руб. Пассажирские железнодорожные перевозки остаются лидерами по-прежнему среди всех видов пассажирских перевозок. Согласно статистике пассажирских перевозок на сети ОАО «Российские железные дороги» в 2023 году пассажирооборот показал рост на 5,4% (до 1,2 млрд. человек): в дальнем следовании — на 12,7% (до 122 млн.), в пригородном сообщении — на 4,6% (до 1,074 млрд.). В настоящее время ОАО «РЖД» продолжаются работы по модернизации путей и вокзалов, обновлению подвижного состава и расширению спектра услуг с учетом потребностей пассажиров. Особое внимание в последнее время уделяется повышению скорости, комфортности и безопасности пассажирских перевозок как в больших агломерациях, так и в средних и малых городах, сельских территориях. В рамках реализации государственной программы Минтранса России в 2023 году передано в регионы почти 4,5 тыс. единиц новых автобусов, электробусов, троллейбусов и трамваев. Также в планах министерства наращивать транспортный парк и передать в регионы еще 7,5 тыс. единиц подвижного состава общественного транспорта. К концу 2024 года общественный транспорт планируется обновить в 82 субъектах РФ. Особую роль в организации пассажирских перевозок следует отвести водному транспорту. В настоящий момент на внутренних водных путях эксплуатируются около 13 тыс. судов. Средний возраст большинства из них приближается к 40 годам. Потребность нового флота до 2035 года оценивается в более чем 500 судов. В ближайшее время пойдут по Волге современные отечественные скоростные пассажирские суда. Дальнейшее комплексное развитие пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры позволит обеспечить прирост бюджетных доходов, создать предпосылки для развития новых промышленных отраслей, повысить качество жизни миллионов жителей страны».