«Купим два «Валдая». Недорого». Но их, возможно, нет. Саратовская область объявила конкурс на приобретение двух судов на подводных крыльях
Цена контракта составляет 320 миллионов рублей, срок поставки транспорта— до30сентября 2024 года.
«Перед главами муниципалитетов поставлена задача привести впорядок причальные сооружения (восстановить пристань, либо организовать дебаркадер)»,— отметили вправительстве.
Улюдей, знакомых сречным транспортом, формулировка «организовать дебаркадер» вызывает недоумение. Дебаркадер— это плавучая пристань, икак ееможно организовать, непонятно. Вызывает внутренний протест иупотребление глагола «плавать» поотношению ккораблям. Наводе говорят: «Плавает то, что нетонет, акорабли— ходят». Ноэто, возможно, просто придирки.
Поговорим оделе. Вконце лета прошлого года, когда впервые зашел разговор овосстановлении речного пассажирского сообщения, планы были грандиозные.
Пословам спикера ГДВячеслава Володина, напредприятии вНижнем Новгороде удалось договориться опродаже судов «Валдай» Саратовской области соскидкой— напять «Валдаев» нужно примерно 700 миллионов рублей. Эту сумму регион будет выплачивать спомощью лизинга под 3 процента втечение 15лет. Единственное предприятие, выпускающее суда наподводных крыльях,— нижегородское АО«Центральное Конструкторское бюро посудам наподводных крыльях им.Р.Е.Алексеева».
«Уменя визбирательном округе, вСаратовской области, города находятся наВолге, нам необходимо пять-шесть «Валдаев». Переговоры начнем вести уже вэтом году, стем, чтобы вызаложили «Валдаи»имымогли ихполучить набудущий год, через год, взависимости оттого, как увас технологический цикл будет построен, ноточно Саратову «Валдаи» нужны. «Метеор» тоже нужен для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки Саратов— Волгоград, Саратов сСамарой»,— говорил тогда Вячеслав Володин.
Как видим, планы подверглись коррекции— уже непять–шесть СПК «Валдай45», авсего-тодва. Исними могут возникнуть трудности, нообэтом чуть позже.
Вместе стем Володин подчеркнул, что нужны люди, которые будут работать наречном транспорте, предлагая организовать обучение вБалакове, вречном училище. Для справки: экипаж «Валдая»— два человека— капитан имоторист-матрос. Если мызаполучим два СПК, тонужно подготовить сучетом сменных экипажей всего восемь человек.
Наверное, сразу нужно внести ясность ввопрос оприобретении «Метеора». Сейчас вРоссии выпускается новая модель этого судна наподводных крыльях— «Метеор-120Р». Всего выпущено четыре единицы, стоимость одного корабля— почти полмиллиарда— 490 миллионов рублей. Похоже, это нам непокарману, вСамару иВолгоград придется ездить напоезде или намашине. Может, авиарейсы запустят.
Еще есть вариант— найти вСовете Федерации Валерия Радаева ирасспроситьего. Ончто-то знает, например, то, как самим выпускать «Метеоры» набалаковском судостроительном заводе.
Завод, правда, специализируется настроительстве грузовых судов ибуксиров. НоРадаева этонесмутило. «Мыпоставили задачу— миллион туристов вгод. Сегодня мыстараемся закупить такие теплоходы для туристических возможностей, новсе они имеют значительную степень износа. Вближайшее время яхочу обратиться заподдержкой кпрезиденту повопросу строительства таких современных судов навашем заводе»,— сказал он, обращаясь крабочим завода. Тогда что-то неполучилось, может, попробовать еще раз?
Саратов ждет СПК «Валдай45Р». Коротко онем: российское речное мелкосидящее пассажирское судно наподводных крыльях. Предназначено для скоростных перевозок всветлое время суток. Серийное производство начато в2018 году. Вместимость— 45 человек, скорость хода— 65 километров вчас, дальность плавания— 400км. Когда в2018 году состапелей сошел первый «Валдай», онстоил 100 миллионов рублей. Вавгусте прошлого года Ростовская область приобрела два судна «Валдай 45Р» за177миллионов каждый.Мытоже хотим два, нопо160 миллионов засудно.
Но13декабря 2023 года втелеграм-канале сторонников Володина было сообщено, что Саратовская область получит федеральный грант вразмере 500 миллионов рублей напокупку пяти «Валдаев»:
«Валдаи» приобретут по155 миллионов рублей вместо 170 миллионов. Таким образом, региону выделят по100 миллионов накаждое скоростное судно, остальное область будет софинансировать». Однако более никакой информации ополучении гранта впубличной сфере несообщалось. Все новости офедеральной помощи датированы 13декабря.
Для участия вконкурсе губернатор Бусаргин просил деньги уобластной думы, иона эти деньги выделила.
Нопокупка судов наподводных крыльях— это неединственные расходы бюджета. Сами перевозки тоже нуждаются всофинансировании. Иначе билет будет просто неподъемен поцене.
Немного математики. Расход дизтоплива— 208 килограммов начас ходаСПК. Сейчас цена дизтопливаприближается к63 рублям, иявно будет растиеще. Итого час хода «Валдая» стоит около 13 100 рублей. ДоБалакова поВолге— 173 километра. Наполном ходу «Валдай» дойдет задва споловиной часа ибез остановок. Считаем— навесь рейс уйдет топлива на32670 рублей. Предположим, что судно идет сполной нагрузкой— 45 пассажиров. Получается, скаждого только натопливо 726 рублей. Плюс амортизация судна, зарплаты экипажу ибереговым службам, обслуживание пристаней. Выйдет под тысячу, если небольше. Для сравнения, автобусом изСаратова вБалаково— три споловиной часа, стоимость билета от650 до800 рублей взависимости отперевозчика.
Еще очень серьезный вопрос— слипы.Слип— это наклонная береговая площадка для спуска судов наводу или подъёма изводы, оснащенная Соответствующим образом исремонтной базой. Дело втом, что СПК незимуют вводе, лед может повредить эти хрупкие суденышки. Позавершению навигации ихвытаскивают наберег. Где будут смонтированы слипы? ВСаратове— места нет, вБалакове, наверное, можно найти, ноинформации обэтом пока нет.
Теперь главный вопрос: аестьли «Валдаи», так сказать напродажу?
18декабря 2021 года ТАСС сообщило, что Центральное конструкторское бюро посудам наподводных крыльях имени. Р.Е.Алексеева запоследние годы построило 16 скоростных речных пассажирских судов наподводных крыльях «Валдай 45Р».
Следующая новость от21января этого года. Портал Portnews сообщает, что построено 18 «Валдаев». Причем, два— в2022 году, стало быть, в2023 году ниодно судно этого типа небыло спущено наводу. Суда производства 2022 года были проданы вСамару, итам новых владельцев ждали неприятности. Вавгусте 2023 года стало известно, что СПК типа «Валдай 45Р» «Эльдар Рязанов», построенное в2022 году, было признано Российским классификационным обществом негодным кплаванию. Обэтом свидетельствовал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено, однако спохожими проблемами иотзывом документов столкнулось второе судно типа «Валдай»— «Валерий Грушин», тоже работающее вСамарской области. Перевозки пассажиров нанем также были приостановлены доокончания ремонтных работ.
На«Рязанове» были обнаружены дефекты дверей, что угрожало герметичности пассажирского салона, за150 часов эксплуатации наСПК было зафиксировано 140 поломок. На«Грушине» РКО признало негодным техническое состояние системы управления основным рулевым приводом. После ремонта свидетельства обоим судам были возвращены.
Нонам интересно другое: завесь 2023 год небыло выпущено ниодного СПК «Валдай». Что тому причиной— отсутствие спроса, загруженность завода другими заказами, например, оборонными, нам неизвестно. Нофакт есть факт. Зато известно, что СПК закладываются попредварительному заказу регионов, средний срок строительства— поопыту первых судов— три года.
Вполне может случиться так, что область объявит конкурс напокупку СПК, ананего никто непридет.