Беспилотные трамваи без работы водителей пока не оставят

В столице скоро могут появиться трамваи без водителей. Экспериментальный правовой режим, который позволит проводить их испытания, продлится три года. Общественное обсуждение соответствующего проекта правительственного постановления завершилось 1 марта. «Парламентская газета» выяснила, какое влияние это может оказать на рынок труда вагоновожатых и как беспилотные технологии зарекомендовали себя в других транспортных отраслях.

Беспилотные трамваи без работы водителей пока не оставят
© Парламентская газета

Зона обкатки и мера ответственности

Экспериментальный правовой режим необходим для проектирования, производства и эксплуатации беспилотных трамваев, предоставления транспортных и логистических услуг и организации транспортного обслуживания. Эксперимент будет проходить только в Москве и только в зонах, определенных региональным правительством. Но в будущем к нему могут присоединиться и другие регионы.

В документе, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов, перечислены габариты беспилотного трамвая, необходимое программное обеспечение, права и обязанности водителя-испытателя и оператора. На первом этапе движение будет контролировать испытатель, сначала на месте водителя, затем — в салоне. И только после 150 часов обкатки или пройденных 3 тысяч километров при соответствии определенным условиям к работе допустят оператора, который сможет удаленно следить за беспилотным трамваем. В случае ДТП нести ответственность будет оператор, но только если оно «произошло в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации».

Роботы против переработок

Зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин считает, что водителям общественного транспорта беспокоиться пока не о чем — эксперимент не особо отразится на их занятости. По его словам, пройдет еще немало времени, прежде чем беспилотные трамваи в случае успешных испытаний массово выйдут на маршруты.

«Эксперимент может быть даже более удачным, чем в случае с беспилотными такси и фурами, — в российских погодных условиях трамваям по рельсам проще проехать. Есть, конечно, определенные опасения: будут ли они нормально функционировать, обеспечивать удобство, комфорт и безопасность для пассажиров и дорожного движения. Но внедрение новых технологий уже не остановить: беспилотные летательные аппараты, корабли и грузовые автомобили уже входят в жизнь, и рано или поздно они будут хорошо функционировать», — сообщил депутат в комментарии «Парламентской газете».

При этом зампред Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Евгений Калинкин обратил внимание, что любое современное новшество и технологии постепенно выводят людей из профессии. В пример он привел станки — роботизированные комплексы с ЧПУ, которые снизили число токарей и фрезеровщиков на сборочных конвейерах автозаводов. Вопрос с занятостью водителей автобусов и трамваев при появлении беспилотных транспортных средств, по его словам, остается открытым — «еще не прошли испытания и официальных заключений по общественному транспорту нет».

«По оценке разных предприятий, нехватка водителей общественного транспорта сейчас составляет от 25 до 35 процентов. Даже в Москве это видно по тому, как уменьшилось количество автобусов и трамваев на маршрутах, появилось больше транспорта повышенной вместимости», — отметил эксперт в комментарии «Парламентской газете».

Нехватка персонала, по его словам, неизбежно ведет к переработкам, переработки — к высокому риску ДТП по «человеческому фактору», потому что некоторые люди просто физически не могут перерабатывать. И это надо учитывать при работе с кадрами, когда у водителя за спиной стоят и сидят десятки пассажиров, уверен специалист.

Что могут беспилотники

Евгений Калинкин также рассказал о специализированном исследовании Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии, в ходе которого у 77 процентов водителей выявили патологии сердечно-сосудистой системы, в основном это были случаи артериальной гипертонии. И последние аварии, когда водители за рулем теряли сознание, косвенно это подтверждают. Профессия это опасная, сложная, «психологически, физически и экологически перегружена», и многие уходят из нее, не доработав до пенсии, поэтому беспилотные технологии, если они действительно хорошо себя зарекомендуют, вполне могли бы позволить части водителей перейти на работу с менее напряженными условиями труда, считает эксперт.

В начале февраля заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в эфире одной из радиостанций рассказал, что беспилотные трамваи в городе — это только начало. В планах властей — запуск беспилотного управления поездами в московском метро. Это, по его словам, произойдет через пять — десять лет.

В России уже тестируют и другие виды беспилотного транспорта. Так, в июне прошлого года «Яндекс» в тестовом режиме запустил беспилотное такси в столичном районе Ясенево. Однако, помимо летних восторженных отзывов о поездках с ИИ-водителем в присутствии водителя-испытателя, общедоступной информации об успехах или недостатках этого проекта нет.

Также в июне в рамках Петербургского экономического форума по трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва проехали первые беспилотные грузовики КамАЗа. Чуть позже компания «Сберавтотех» запустила там коммерческие беспилотные грузовые перевозки. За полгода по этой автостраде перевезли таким образом более 12 тысяч тонн грузов. Новую модель доставки уже оценили заказчики, так как она позволяет снизить время в пути и сократить себестоимость, сообщал ТАСС. При этом в каждом грузовике присутствовал «бортинженер». Запуск полностью беспилотного движения вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов, выступая на Петербургском форуме, анонсировал с 2025-2026 годов.

В декабре 2023 года в России также запустили первый беспилотный морской паром «Генерал Черняховский». В режиме дистанционного управления с применением средств автономной навигации он доставляет грузы из Ленинградской области в Калининградскую.

«2023 год стал знаковым для развития беспилотного транспорта на земле, в воздухе и на воде», — подчеркнул в своем видеообращении по случаю запуска парома Андрей Белоусов.

Объем беспилотных авиационных грузоперевозок на Чукотке, Камчатке, в ХМАО и ЯНАО в 2024 году должен превысить 1,2 тысячи тонн — так указано в паспорте госпрограммы «Развитие транспортной системы». Предполагается, что благодаря беспилотникам на экспериментальной маршрутной сети «Почты России» скорость доставки почты и грузов вырастет на 30 процентов.