МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Рост стоимости грузовиков, запчастей и топлива являются ключевыми проблемами для развития рынка автомобильных грузоперевозок в РФ. Об этом говорится в исследовании института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
В рамках исследования эксперты оценивали значимость нескольких проблем для отрасли по пятибалльной шкале, где 1 балл - совсем не важно и 5 баллов - чрезвычайно важно.
"Ключевыми проблемами для устойчивого развития их [автотранспортных] компаний большинство экспертов называют <...> рост стоимости грузовиков и запчастей (4,51 балла), топлива (4,51 балла), а также нехватку водителей (3,89 баллов). Больше половины экспертов оценили вышеупомянутые проблемы как чрезвычайно важные", - отмечается в исследовании. Среди других вызовов, которые негативно влияют на развитие отрасли, - снижение платежеспособности клиентов, низкий уровень профессионализма водителей, ужесточение надзора со стороны государства. "Последнее место по значимости для опрошенных экспертов имеют проблемы, связанные с введением антироссийских санкций", - отмечают аналитики.
Вместе с тем, около 34% опрошенных экспертов зафиксировали в 2023 году рост спроса на автомобильные грузоперевозки по сравнению с 2021 годом, когда "отрасль не испытывала санкционного давления со стороны ряда недружественных стран". Еще около 22% считают, что спрос остался на уровне 2021 года, и 44% экспертов констатируют его снижение.
"Важнейшая проблема современной российской экономики, - воспроизводство кадрового состава работников - в полной мере отразилась на автотранспортной отрасли. 68,4% компаний отмечают разную степень дефицита водительских кадров. Почти четверть компаний заявляет о нехватки более 30% водителей, 12,3% говорят о нехватке 20-30% водителей, 15,2% компаний не могут закрыть 10-20% вакансий", - подчеркивается в исследовании. И только в 32% компаний есть достаточное количество водителей.
Исследование проводилось при поддержке биржи грузоперевозок Ati.su, Национального автомобильного союза, Ассоциации международных перевозчиков, Ассоциации транспортных экспертов и специалистов. В рамках исследования было опрошено 276 представителей компаний из 61 региона РФ.