Депутаты предложили разрешить оперативным службам таранить мешающие машины
Группа депутатов Госдумы предложила разрешить оперативным службам таранить автомобили, мешающие проезду. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на авторов законопроекта, такие поправки в законодательство могут быть внесены уже в апреле этого года. Однако эксперты, да и водители оперативных служб не считают законопроект необходимым для рассмотрения.
Первая информация о такой поправке появилась еще в прошлом году. Тогда один из депутатов направил соответствующее обращение в МЧС. Но получил отрицательный отзыв.
Ситуация понятна. Оперативные службы не могут подъехать к месту происшествия, вызова, возгорания, поскольку проезд перегорожен припаркованными автомобилями. В результате врачи добираются до места вызова пешком, а потом тяжелобольного человека тащат до машины на носилках. Пожарным приходится разматывать рукава на огромное расстояние, а их длины может не хватить. Полиции за нарушителями приходится бегать. Почему? Потому что некий водитель бросил свою машину поперек проезда.
Однако позволят ли новые поправки решить проблему? Как рассказал "РГ" водитель скорой помощи Михаил, даже если они будут приняты, таранить машины, перекрывающие дорогу, он не станет. В первую очередь в таком случае он не сможет выполнить свою обязанность - оперативно доставить врачей к месту вызова. Кроме того, он не сможет в случае госпитализации больного быстро довезти его до медицинского учреждения.
- Любая авария - это проблема, - говорит Михаил. - Я останавливаюсь, вызываю подменную машину и ГИБДД. Врачи пешком добираются до места вызова, если это недалеко. Потом приезжает подменная машина, забирает медиков с больным. Но на это требуется время.
По его словам, время приезда у экипажа скорой прописывается в их планшетах. Однако их программное обеспечение не учитывает пробок и других неприятностей на дорогах. Поэтому, когда время исходит, они начинают торопить водителя. Но водитель не волшебник. И даже со спецсигналом не может преодолеть дорожные проблемы.
Как рассказал "РГ" водитель скорой помощи Михаил, даже если поправки будут приняты, таранить машины, перекрывающие дорогу, он не станет
Кроме того, для него главное - соблюдение Правил. Если он совершит ДТП, придется остановиться и вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии. В противном случае, даже если он везет человека, находящегося в критическом состоянии, его посчитают покинувшим место ДТП. Оплачивать ремонт машины ему придется за свой счет.
Важно и другое. По словам водителя этого спецтранспорта, "скорые" - не танки и не броневики. Протаранив одну легковушку, на машине далеко не уедешь. Ведь все основные органы, обеспечивающие работоспособность автомобиля, находятся впереди. Устанавливать усиленные бамперы? Но это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Что также требует времени и денег.
Наш источник в ГИБДД подтвердил бесперспективность такого законопроекта. Каждый день сотрудники полиции задерживают нарушителей. Для этого им зачастую приходится не только гоняться за ними, но и перекрывать им движение, жертвуя своими автомобилями.
Однако потом им приходится оформлять такое количество документов для подтверждения правомерности своих действий, что инспектор исключается из работы на дороге.
Кстати, аналогичный пример. Сотрудники полиции имеют право применять оружие при задержании преступника. Но редкий полицейский его применит, поскольку потом объяснять каждый выстрел - не самое легкое дело. Хотя бывают исключения.
Ко всему прочему, есть и правовые вопросы, которые разъяснил адвокат Сергей Радько. По его словам, надо для начала доказать основание для тарана. То есть в машине должен быть довольно высокого ранга начальник, который такое решение примет. Без указания водитель на таран не пойдет. Кроме того, должны быть видеозаписи происшествия, привлечены свидетели, которые подтвердят, что проезд машины оперативных служб был невозможен. Таким образом, проезд спецтранспорта к месту происшествия оперативно не будет обеспечен.
В общем, для начала потребуется установить обстоятельства тарана, а потом провести расследование дела, чтобы установить вину участников происшествия. Двигать машины в этом случае запрещено. А еще есть требования к организации подъездов к зданиям. И во многих жилищных комплексах они не соблюдаются. Поэтому машины стоят там так, как сами жители решили. Любой так называемый человейник - это угроза безопасности дорожного движения. Даже если во дворах организованы парковки, они сделаны так, что и легковому автомобилю сложно проехать, считает юрист.
Что же касается пожарных машин, то да, конечно, грузовик может сдвинуть легковушку на дороге. Но далеко ли он проедет?
В МЧС пока не прокомментировали идею разрешить пожарным машинам таранить плохо припаркованные машины во время экстренного вызова на пожар. И не исключено, что таких комментариев не последует вовсе.
Для начала потребуется установить обстоятельства тарана, а потом провести расследование дела, чтобы установить вину участников происшествия
Дело в том, что с этим предложением те или иные авторы ходят уже с десяток лет. И каждый раз тому или иному главе МЧС приходилось читать депутатские обращения в свой адрес по этому поводу.
Нынешнему главе МЧС Александру Куренкову предложение освободить от ответственности пожарных для вынужденных ДТП, инициированные ими при проезде к горящим объектам, поступило еще в сентябре 2022 года
На тот момент депутаты предложили спасателям усилить свои пожарные машины и установить специальные таранные бамперы, дабы избежать повреждений дорогостоящих пожарных машин.
Понимания в лице МЧС таких предложений парламентарии тогда не нашли. Там помнили, что еще в 2016 году подобные предложения были названы "бредовыми".
"Это надуманная проблема и бредовое предложение", - заявил в декабре 2016 года в ответ на очередное такое предложение первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
В МЧС посчитали, видимо, что добавить к этим словам нечего и воздержались от публичного ответа.