Адские колёса на столичных улицах - открытие сезона

Вчера в столичном регионе была зафиксирована метеорологическая весна – среднесуточная температура стала выше нуля. Впрочем, не дожидаясь этого замечательного природного события, на улицы Москвы уже выползли многочисленные пилоты всевозможных средств индивидуальной мобильности (СИМ) – гироскутеров, моноколёс и прочих электросамокатов. Для водителей и пешеходов начался ежегодный сезон ада. Что с этим делать – непонятно.

Адские колёса на столичных улицах - открытие сезона
© Свободная пресса

«В этом сезоне вместе с операторами и Госавтоинспекцией продолжим повышать безопасность поездок. Например, операторы планируют ввести в приложениях идентификацию пользователей, тестирование на знание ПДД и рейтинг пользователей. Это позволит выявлять тех, кто ездит не по правилам и блокировать таких пользователей», – говорит заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

«Операторы» – это фирмы по прокату электросамокатов, число которых в Москве составляет около 50 тысяч штук. С 1 марта 2023 г. то, что есть СИМ, прописано в ПДД. Существует также ответственность за ряд правонарушений с использованием этих аппаратов, например, за езду в нетрезвом состоянии и нарушение скоростного режима. Планируются и иные ужесточения законодательства, однако перспективы правоприменения более чем туманны.

«Тестирование на знание правил дорожного движения уже сейчас реализовано в приложении нашего сервиса. Когда вы в первый раз регистрируетесь в приложении, вы в обязательном порядке должны пройти краткое обучение, вам рассказывается об основных правилах. И после того, как вы ознакомились с этой информацией, можете пройти тестирование. Если что-то происходит с участием самоката, то мы всегда можем предоставить по запросу информацию об этой поездке, об этом самокате. То есть мы всегда знаем, кто, где и как ездит на наших самокатах», – отметил представитель компании Whoosh Денис Балакирев.

То есть с прокатными самокатами проблем меньше всего. На программном уровне можно ограничить их скорость, в том числе в тех или иных зонах, несложно создать систему идентификации водителей. Её уже создают. Проверка на здание ПДД, конечно, попахивает фикцией, но пусть хотя бы так. В случае ДТП можно определить ответственного, и арендаторы это быстро поймут – хулиганить на прокатных аппаратах перестанут.

Как быть с частными СИМ, непонятно, в законодательстве тут вообще «белое пятно». То есть наличие данной техники зафиксировано, и на этом все дружно успокоились.

«Сами средства индивидуальной мобильности никак не прописаны в правилах дорожного движения, начинать нужно именно с этого – идентифицировать тех, кто управляет электросамокатами. Должны быть чипы в самокатах, нужно понимать, кто владелец этих самокатов. В противном случае может повториться история с пешеходами, когда штраф за переход в неположенном месте выписывают водителям, которых можно идентифицировать», – считает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Решение лежит на поверхности и оно, естественно, было предложено: госрегистрация всех СИМ и снабжение их номерами. Однако данный простой и нужный законопроект был отклонён правительством, причём какой-либо логики не обнаруживается.

«Вот, я читаю возражение: “Вместе с тем, данная цель не согласуется с целями, указанными в статье 3, соответствует статье 3 федерального закона”. Текст написан вице-премьером. Я его спрашивал: “Дорогой товарищ, а вот тот бред, что нам от вас приходит, его искусственный интеллект уже пишет? Или его пишут люди, которые доведены до состояния дурно запрограммированной тумбочки?” Человек посмеялся и сказал, что нет, пока не искусственный интеллект, но идея ему нравится... Правительство категорически не хочет ничем заниматься, мы это видим. То есть проблема заключается в том, что паралич – это органическое состояние имитационной власти. И попытки вывести имитационную власть из этого паралича и обратить внимание на реальные проблемы, которые связаны не с перекладыванием бумаг с места на место, а требуют какого-то изменения реальности – сама постановка такого вопроса для власти невыносимо болезненна. Скоро зима, проблема отпадёт сама собой. Я должен сказать, что проблема не отпадёт», – ещё осенью возмущался автор законопроекта, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Зима прошла, проблема, действительно, осталась. Причём не только в столице. По центру Волоколамского шоссе прямо напротив Новоиерусалимского монастыря, болтаясь из ряда в ряд дефилирует явно нетрезвый пилот на моноколесе. Водители от него шарахаются, создаётся аварийно-опасная обстановка, но стоящий рядом экипаж ДПС делает вид, что не замечает нарушителя. Ведь его и не идентифицировать, и не поймать. Он – вне закона!

«В настоящее время мы видим два направления, которые позволят по камерам выявлять нарушителей на электросамокатах, моноколесах и других СИМ. Первое – расширить функционал дорожных камер, оснастив их возможностью распознавания лиц Face ID. Скорость такого транспортного средства относительно невелика и лицо человека, управляющего им, доступно для идентификации. Но для этого нужна актуальная база лиц водителей СИМ. И есть другая возможность контроля – закрепить на каждом СИМ читаемый номерной знак», – рассуждает Сергей Кусов из компании «Технологии распознавания».

База данных лиц водителей СИМ появиться не может в принципе, так как эта техника не подлежит регистрации. Номерной знак – аналогично, по той же самой причине. Иными словами, налицо типичная «сказка про белого бычка», а данном случае она же – «задачка-нерешайка».

Нет даже идей насчёт того, кто именно станет ловить самокатчиков-нарушителей и прочих хулиганов на частных СИМ.

«Езда разрешена только в защитном шлеме, а в случае пересечения проезжей части по пешеходному переходу обязательно необходимо слезть с самоката. В случае нарушения Правил дорожного движения лицо, передвигающееся на электросамокате или другом средстве индивидуальной мобильности, может быть привлечено к административной ответственности (ст. ст. 12.29, 12.30 КоАП РФ, п. 1.6 ПДД)», – заверяют в прокуратуре.

Кем привлечено, как? Хотя бы чисто технически. Ответа нет. Вроде как за управление электросамокатом без мотошлема или в не застегнутом мотошлеме предусмотрено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей. Так, во всяком случае, говорит ряд чиновников. Однако в статье 12.6 КоАП РФ, на которую они ссылаются, никакие СИМ не обозначены – только мотоциклы и мопеды. И здесь пробел – в том числе, в головах властей предержащих.

За 2023 год число ДТП с СИМ выросло в десятки раз, этот сезон будет намного более печальным. По стране катаются сотни тысяч СИМ, владельцы которых в курсе, что их оставили вне правового поля. Появляются всё более мощные аппараты, скорости растут, а безнаказанность порождает безответственность.

Кончится всё это плохо – самосудами. Таковые уже случались, и подобных случаев будет всё больше. Если власть не может защитить своих граждан, они сделают это сами.