Войти в почту

Тесты кончились: что поменялось за 15 месяцев транспортной реформы в Курске

Текст статьи – ниже. А для тех, кто хочет посмотреть ролик – выбрали самое интересное по тайм-кодам: 0:01 – Курские пацаны взяли в кольцо корреспондента «КИ», трейлер программы и «дело Волгабасов». 3:57 – Автобус сломался: от «Сказки» до «Облбольницы» вечером в будни. 6:32 – И все-таки они дергаются: дело в китайских коробках, разбитых дорогах или курских водителях? 9:07 – Да куда он едет? Непонятные названия маршрутов и отсутствующие таблички «через центр/по Запольной», которые просят сделать с июля 2023. 11:03 – Мелкие схемы маршрутов и отсутствие полной городской схемы в автобусах, разные названия одной и той же остановки и другие жалобы курян, которые игнорируют. 13:39 – Поездка в субботу днем от «Метеостанции» до «Центрального рынка»: забитый автобус и впечатления пассажиров. 18:26 – Пересадки: удобно или нет? Кстати, некоторые люди до сих пор не в курсе, что пересадки бесплатные. 19:56 – Пытаемся уехать с Перекальского в 10 вечера в выходной. Огромная толпа, люди стоят по часу, в 46-й автобус невозможно влезть. 3 девушки хором жалуются: в приложении автобусы есть, в реальности их нет. 23:40 – По расписанию или как придется? Рассказы довольных пассажиров и недовольных пассажиров, плюс наш неудачный опыт: регулярно из 7-8 автобусов в расписании приезжает только 1 – и тот с опозданием. 28:01 – От пр-та Победы утром до «Центрального рынка»: едем одну остановку 20 минут, слушаем жалобы горожан, кто-то благодарит за маршрут №50. 32:21 – История педагога о том, как после реформы она едет с Ж/Д вокзала до Северо-запада и на поездки тратит времени больше, чем на саму работу. 34:05 – Едем от пр-та Клыкова до «Дома книги» на 41-м утром: 1 час в пути, автобус качает как на волнах. 36:54 – Низкопольный, но недоступный: почему автобусы не подъезжают к бордюру? Мама заносит коляску на руках. 39:28 – Час пик: шпротная плотность посадки, пробки и проблема с выделенными полосами. 41:20 – График работы водителей: кто-то спит ночью по 8 часов, а кто-то – по 3 часа. Зарплата: от 60 до 80 тысяч. Водители говорят, что на ПАЗиках люди умудрялись получать до 10 тысяч в день. 43:26 – Уехать утром от «Лиры»: чем недовольны местные жители. 44:32 – Поездка от Косухина до Студенческой утром: бочка/селедка! 47:54 – Тестовый режим закончили в декабре... а в феврале продолжили заново. 48:53 – Поездка от «Монолита» до Онкоцентра утром – жалобы из забитого №89г (те же самые, о которых мы говорили в ролике полгода назад). 51:25 – Водитель говорит, что в час пик проблемы, потому что техники стало меньше. 52:00 – История бабушки из Солнцево. Приезжая в Курск, она каждый раз платит 700 рублей за такси, чтобы успеть утром от Ж/Д вокзала до Онкоцентра. Прямой маршрут, несмотря на просьбы некоторых курян, так и не запустили. Разобраться с пересадками селянка не может. 54:20 – Зачем такое расписание, по которому «Волгабасы» идут одновременно паровозиком, а потом – долгий перерыв на 20-40 минут? Наблюдаем столпотворение из 7 автобусов на остановке «Дом книги». 56:22 – Статистика: мы опросили 88 пассажиров. Сколько из них довольны транспортной реформой, а сколько – говорят, что раньше было лучше, просят вернуть беспересадочную систему (и даже ПАЗики)? Сколько ждать, пока изменения внесут и работу транспорта скорректируют? Когда реформа заработает как запланировано? Три первых маршрута с новой техникой запустили в январе 2023. В июле заработала большая часть транспортной схемы на брутто-контрактах. Уже давно прибыли запланированные автобусы и электробусы, ходит обновлённый трамвай №1. Теперь куряне могут оценить реформу в том виде, в котором её изначально задумывали власти. Целый месяц мы ездили с камерой в транспорте и общались с людьми, чтобы узнать, какие есть плюсы в новой схеме движения и какие проблемы с лета не могут (или не хотят) исправить. Когда доделают? С тестовым режимом ситуация непонятная. В июне 2023 года в Министерстве транспорта говорили, что он закончится 1 сентября 2023 года. В июле приехало больше половины ожидаемых автобусов, поэтому часть маршрутов чиновники запустили на ПАЗиках и «Фордах» на нетто-контрактах. На новую схему было крайне много критики от горожан. А потом стали экстренно возвращать частников на нерегулируемых тарифах (тоже со старой техникой). После этого чиновники сообщили, что тестовый режим продлится до 1 января 2024 года, а недостающие автобусы придут в сентябре. В итоге последние автобусы приехали в ноябре, электробусы – в декабре, а осенью от курян снова было множество жалоб. Поэтому когда мы публиковали предыдущие две статьи (в июле и сентябре), каждый раз уточняли, что власти просят пока не оценивать реформу строго, ибо она ещё в работе и будет дорабатываться. К 2024 году запустили все новые маршруты. С улиц города убрали большинство ПАЗиков и «Фордов», хотя часть всё ещё осталась. В некоторых районах, например на Северо-Западе, в Ж.-д. округе и на Магистральном часть горожан активно ездит на старом транспорте и рада, что его оставили. Скажем, пассажиры с остановки «Рынок на Дериглазова» благодарили за маршрутку от Шуклинки, на которой они часто доезжают до города. Говорят, пусть пересадка платная, зато меньше ждать и ходит строго по расписанию. Когда тестовый режим закончился, «Курские известия» проехали на транспорте, собрали мнения горожан и подготовили материал для статьи. Но 19 февраля власти области неожиданно заявили: «Мы всё ещё действуем в тестовом режиме». До какого месяца или какого года он продлится, не уточнялось. Губернатор Роман Старовойт прокомментировал: – В этом году будет ещё дополнительно закупаться техника и корректироваться маршрутная сеть. Эта сеть удобная и транспорт удобный, мы не будем снижать скорость модернизации общественного транспорта. Несмотря на то, что тестовый режим неожиданно продлили, мы расскажем, о каких проблемах пассажиры нам говорили в феврале. И всё-таки они дёргаются Что касается удобства для пассажиров, тут есть и заметные плюсы, и серьёзные минусы. Многие из тех, с кем мы общались, отмечали новые салоны, которые выглядят гораздо комфортнее и чище старых ПАЗиков и «Фордов». Но при этом часть пассажиров, особенно в пожилом возрасте, жалуется на неудобство «второго этажа» в укороченных «Волгабасах» (тех, где 2 двери), им сложно туда забираться. С этим придётся как-то смириться. К тому же автобусы часто останавливаются далеко от тротуара, какие-то – в метре, а какие-то – и в двух. К примеру, мы сами наблюдали, как на остановке «Драмтеатр» маме с коляской пришлось на руках снести её с тротуара на дорогу, докатить до автобуса 99м и потом «на животе» занести её в салон. Что толку от низкопольности, если пользоваться ей получается не всегда? На то же самое нам жаловались пенсионерки: – Каждый раз так далеко останавливается, приходится пешком идти, ноги задирать! Водители объясняли, что им не даёт подъехать неубранный снег или припаркованные машины. Но на многих остановках, скажем, на том же «Центральном рынке», ни того, ни другого не было, а «Волгабасы» всё равно останавливались далеко от бордюра. Некоторые автобусы по-прежнему продолжают дёргаться, недовольные куряне продолжают падать, а некоторые – даже травмироваться. В сентябре на отчётном совещании по транспорту чиновники и перевозчики говорили, что проблемные китайские коробки передач перепрошьют и проблема решится за неделю. Но до сих пор остаются машины, где она остаётся. К примеру, утром мы ехали с пр-та Победы в центр, и вот как нам жаловалась дама пожилого возраста в автобусе №50: – С больными ногами ездить с такими водителями невозможно. Они обстановку вокруг не видят. Надо смотреть во все глаза! Если б я на людей не упала, если бы они меня не удержали, я бы себе ногу сломала. Вот только что! Они так ездят все. Водитель на что? Дрова возит или людей? Водители отвечают на подобные претензии так: – Это коробка-автомат китайская. Многие ребята, как будто в первый раз, сели на эти автобусы. Новые приходят, последняя партия, они почти не дёргаются. А первые, которые пришли, они все дёрганые. Автобус №80, в который мы хотели сесть, заглох на перекрёстке у «Сказки» и стоял минут 7 посреди дороги. Валидаторы там тоже не работали. Вот что нам рассказал водитель: – Движок заглох. Может такое неожиданно выкинуть. Вот ещё какие-то неполадки начались. С валидаторами это тоже не просто так. Электричество не поступает к терминалам, не пойму, почему. Это уже на ремонт надо ехать. Сам я тут не разберусь. Тут всё – Китай, полностью! Плюс к этому, а точнее, минус – в некоторых автобусах периодически пахнет газом. Водитель автобуса №80м, когда мы спросили его о запахе в салоне, ответил, что это ещё ничего, а когда «серьёзно» пахнет, он звонит в аварийную и сообщает. Транспорта стало меньше После реформы число техники на улицах города уменьшилось. В 2021 году специалисты московского «НИИ автомобильного транспорта», разрабатывавшие эту схему для Курска, собрали статистику, что на маршруты выходят от 480 до 660 единиц техники (в основном ПАЗики и «Форды»). В июле 2023 первый замминистра транспорта области Александр Васильченко рассказал «Курским известиям», что до реформы работали 450 единиц техники, после реформы – 350 (хотят довести до 400). При этом, по словам чиновника, за счет большей вместимости число единовременно перевозимых пассажиров вырастет с 17 до 23 тысяч. Непонятно, куда едет Ещё одна беда, о которой мы писали ещё в июле, это непонятные названия маршрутов, такие как пресловутые «Яблоневая – Яблоневая» и «Малышева – Малышева». Вот и сейчас, когда мы общались с людьми, чаще всего жаловались именно на таблички, даже если вы знаете конечные остановки, понять, как именно он идёт, всё ещё невозможно. Пожилой мужчина на остановке «Центральный рынок», пока ждал автобус, сетовал: – Непонятно, куда ехать, номера эти все не запомнишь. Садишься наугад – и как получается. Горожане давно просят сделать везде информативные таблички с маршрутом (хотя бы на уровне «через центр/по Запольной»), как были на старых маршрутках. Прошло 8 месяцев, на некоторых маршрутах такие таблички появились, но в целом проблему не решили. Кроме табличек, есть много вещей, которые можно было бы сделать для удобства пассажиров и о которых люди говорили ещё летом. Скажем, привести в порядок названия остановок, чтобы в приложении, на сайте Курского транспорта и на бумажных схемам названия совпадали. В телефоне – одно, в автобусе – другое, а Винокур объявляет третье! Люди также просили увеличить схемы маршрутов в транспорте до читаемого состояния, можно было бы добавить большие схемы всего города формата А1, как на остановках, внутри салона. Но вместо них на видном месте висят только листы с инструкцией по пользованию транспортом, которые никто не читает. Наконец, ещё одна проблема – это оборванные и истрепавшиеся схемы на остановках. Бумажные листы не выдержали 8 месяцев на ветру и под снегом, многие из них нечитаемы или вовсе отсутствуют. В июле чиновники из Министерства транспорта говорили нам, что в январе 2024, когда все автобусы выйдут на линию, а они внесут корректировки в маршруты, порванные схемы на остановках заменят на новые, в пластике или заламинированные. Этого пока не сделали. Не по расписанию Другая острая тема – то, как часто ходят автобусы и соблюдается ли расписание. Важный плюс, который отмечают многие пассажиры, что по вечерам «Волбагасы» ходят гораздо лучше старых «Фордов». Спокойный мужчина в 46-м автобусе, на котором мы утром ехали от Дериглазова в сторону центра, отмечает: – Когда были «Пазики», было вот как. Днём было лучше, они ходили быстрее и чаще. А вечером они ходили плохо. Это без сомнения. Утром и днём, когда «Пазики» старые ещё ходили, ещё было нормально, справлялись. А сейчас не очень удобно. От Дериглазова до Центрального рынка ехать примерно час. Со старыми было минут на 10 быстрее. Это некритично. Критично, что приходится долго ждать. Женщина в 41-м автобусе говорила куда категоричней: – Просто отвратительно! Очень долго ездить, на остановках стоишь по 40 минут, а то и больше. Даже дождёшься и то не зайдёшь, всё битком забито. Отвратительно! Я на «Пазике» ездила с Союзной до Народной минут 25. А сейчас целый час! А вот наш разговор со степенной дамой на «втором этаже» автобуса 28м: – Стало хуже. От Щепкина до Веспремской еду. Бывает, и по 20 минут жду. А раньше в течение 5 минут. – По расписанию пробовали смотреть, когда подъедет? – А ничего, что мне на работу надо в одно и то же время? Что мне, выходить на полчаса раньше? Мне неудобно это. И с работы я ухожу в разное время, тоже не могу. Я должна подстраиваться под автобус? Среди тех пассажиров, кто доволен транспортной реформой, особенно от молодёжи, мы часто слышали мысль: «Выходите по расписанию автобуса, и тогда проблем не будет». Вот наши субъективные результаты по итогам поездок. Примерно в трети случаев автобус приезжает вовремя или с разницей в 2 – 3 минуты. Ещё в трети – сначала ждёшь автобус по расписанию, а потом он ещё опаздывает минут на 5 – 7. Наконец, в худшем случае автобус не приходит вовсе или приходит с опозданием больше 10 минут, что с учётом интервала между автобусами даёт 20 – 30 и больше минут ожидания. И это в часы пик, в вечернее время, если автобус не приехал, можно спокойно стоять и до часа. На это нам жаловались люди из огромной толпы на Перекальского, которые по полчаса-часу пытались уехать на Северо-Запад, КЗТЗ, Магистральный и Волокно после 9 вечера в субботу. Вишенка на торте – если прошлого автобуса не было, то следующий придёт забитый битком, и вы в него просто не втиснитесь. Четыре девушки, которые стояли больше часа, провожают взглядом переполненный 46-й, одна невесело шутит: «Предупреди своих, что ты сегодня дома не ночуешь». Кто-то недоволен большими интервалами, особенно в дневные часы. Как лаконично выразился один мужчина, днём, как хочешь, хоть на коне уезжай! Вот ещё несколько примеров из наших поездок. Мы стояли на остановке «Центральный рынок», когда две бабушки начали в сердцах возмущаться: – Убрали 41-й, убрали 99-й. 4 автобуса к нам шло по Дружбе. По Дружбе идут всего лишь 2 автобуса – 28м и 85м. И они идут через 30 минут. Автобусов № 85м на 8.39 и 8.50 не было вообще. 28м на 8.42 тоже не приехал, прибыл только на 8.55. Неудивительно, что бабушки ругались, если из 4 автобусов в расписании реально ходит только 1. Другой случай: мы хотели доехать от «Гостиницы Центральной» до «Магазина Колос» утром в будни. Схема на остановке подсказывала, что нам подходят аж шесть разных маршрутов: 28м, 41, 85м, 93м, 98м и 99г. Стояли с 8.38 до 8.52. Смотрим по приложению: мимо нас должны были пройти 8 автобусов. Два 28м: на 8.39 и 8.52,их не было. 85м на 8.47, его не было. 99г на 8.39 – не было. 98м на 8.51 – не было. И 93м, на 8.39 – не было, на 8.48 – не было. Наконец №41, в который мы сели, должен быть в 8.47, приехал в 8.52 – 5 минут опоздания. Из 8 автобусов 7 не приехало вообще, 1 опоздал. Другой раз днём мы стояли 13 минут на «Метеостанции». За это время мимо нас должны были проехать 8 автобусов, их не было. По расписанию приехал только троллейбус №11. Наконец, ещё один характерный пример – та самая мама с коляской на «Драмтеатре». Мы не планировали снимать в тот день, но узнав, что она долго не может уехать, решили дождаться и посмотреть, в чём дело. Она больше 20 минут ждала 99м. По расписанию он должен быть в 17.11. В итоге приехал только в 17.24. Официально в расписании интервал движения – 17 минут, но толку от него, если автобус на 13 минут опаздывает? Крик души бабушки из Солнцево Когда мы 14 февраля стояли на остановке у онкоцентра, своей невесёлой историей с нами поделилась бабушка, которая регулярно ездит сюда из Солнцево. Она жаловалась, пока ждала автобус: – Очень неудобно, у меня половину пенсии нет. Сюда 4 раза уже съездила. Я еду электричкой со стороны Белгорода. На вокзале где-то в 7.30. С ж.-д. вокзала еду сюда на такси, стоило 700 рублей. Не на общественном, чтобы успеть, запись идёт на 8.15 у меня сегодня. А сейчас на автобусе, т. к. средств мало. Время записано, мне дали направление в областную на 10 утра, надо успеть. Прямой маршрут от ж.-д. вокзала до онкоцентра, о котором часть горожан просит с июля, так и не ввели. Пациентам из районов сложно разобраться в пересадочной системе. К слову, мы с бабушкой подошли на остановку около 9.15. Автобусы №89г утром едут раз в 24 минуты. Следующий был в 9.36, с опозданием на 2 минуты. На остановку «Областная больница» он прибыл в 10.05, а оттуда ещё идти пешком больше полукилометра. К врачу бабушка опоздала. Едут паровозиком Многие горожане отмечали, что новые автобусы ходят стаей или паровозиком – сначала долго ничего нет, потом – сразу несколько автобусов один за другим, и потом снова ждать. Пенсионеры не всегда успевают сориентироваться и сесть в свой автобус. Именно на это жаловались две бабушки на Центральном рынке: – Оба автобуса в одно и то же время. Не успел – 30 минут стой, как пень! Кто так расписание составил? Они же ещё с разных мест идут. Хоть бы они здесь были в разное время! Раньше до «Сказки2 доезжала за 15 – 17 минут. Сейчас 45 минут надо. То ли им вместе теплее, то ли страшно поодиночке, но автобусы действительно постоянно ходят «косяком». Один раз мы приехали утром на остановку «Дом книги» и увидели там аж 7 автобусов, которые стояли в пробке один за другим. Причём и до, и после пробок не было, это расписание у них такое. Нюанс с пересадками Важный момент: новая транспортная схема заявлена как пересадочная. Но куряне на пересадки жалуются. Некоторые продолжают ждать прямой маршрут, а некоторые до сих пор не знают, что пересадки бесплатные. Возможно, социальная реклама с объяснениями в самом транспорте, где подробно показали бы, как человек пересаживается и платит картой, а деньги списывают один раз, могла бы помочь. Но пока на экране показывают название остановок, которые вдобавок сбиваются. Например, мы ехали мимо Знаменской рощи, Никитской и Садовой, но экран всё равно упорно показывал «Картодром». Есть достаточно много людей, которые довольны бесплатными пересадками. Женщина, пока ждала автобус до областной больницы, рассказывала: – Мне лучше стало. Я делаю по 3 пересадки, всё прекрасно. Проблема – не всегда можно уложиться в 1 час, когда пересадки бесплатные. Особенно это заметно на долгих маршрутах и в пробках в час пик. Например, мы ехали от «Метеостанции» до «Колоса» с пересадкой, второй раз оплатили через 58 минут – еле успели. Другой раз – от «проспекта Дериглазова», и там зашли во второй автобус через 1 час 1 минуту после отправления от начальной точки. Новые маршруты Где-то жители благодарят за подвозящие маршруты, которых не хватало раньше. Где-то люди говорят, что транспорта всё ещё мало, расписание не соблюдается и нужно, чтобы ходили чаще. Хороший пример – остановка «Рынок на Дериглазова». Люди благодарят за маршрут №50, но недовольны тем, что у них забрали №99м. Кто-то жаловался осторожно, а кто-то высказывался напрямую. Женщина, с которой мы стояли в утренней пробке 12 февраля, возмущалась: – Едем с рынка на Дериглазова. Такое чувство, что там живут не люди. Если 99м автобус забрали у нас, то дайте хотя бы какой-нибудь маленький! Только утром ходят, а в течение дня уехать невозможно. В час пик минут 10 жду, а в обычное время – до 1 часа, по 40 минут. Есть и те, кому нравятся все нововведения и стало только удобней с новой пересадочной схемой. Одна курянка рассказывала, что ей стало проще передвигаться по городу: – Живу на Нижней Казацкой, работаю на Ленина. Еду на 26п, а потом пересаживаюсь на любой. К свекрови пожилой на Союзную езжу, к дочери в Косиново, к невестке на Черняховского, во все концы города. Час пик То, что происходит в транспорте в час пик, это отдельная песня. Чаще всего картина такая: снаружи – плотная пробка из машин и «Волгабасов», внутри – плотная толпа из людей. Бабушка, которая с нами ехала от Перекальского на 41-м автобусе, вспоминает молодость в нехорошем смысле: – Сельди в банке. Как в советские времена! Хуже. Потому что очень народу много, еле втиснулась около ж.-д. больницы. До Перекальского было ужас, как забито, сейчас просто плохо. С пробками, возможно, могли бы помочь выделенные полосы. А где-то водителям мешает проехать быстрее знак движения по полосам, который запрещает движение прямо с левой полосы. Они либо стоят в пробке, либо выезжают на свободную полосу, едут прямо и нарушают. Например, такое происходит на ул. Карла Маркса, где утром можно ехать одну остановку 10 – 12 минут. Возможно, станет легче, когда машины смогут ехать, как раньше, по трамвайным путям, которые недавно ремонтировали. Пока они закрыты для машин. Сколько получают водители Чиновники говорят, что одна из причин того, что в январе и феврале мало автобусов выходило на линию, недостаток водителей. Важный вопрос – зарплата, которой собираются привлекать новых специалистов. За время поездок мы пообщались с ними. Те, с кем мы говорили, получали от 67 до 80 тысяч. Про график работы говорили разное, одни – что им работать удобно, другие – что поспать успевают только 3 часа. Много интересного нам рассказал водитель-вахтовик из Железногорска. Там он получал 35 тысяч, в Курске – 70 чистыми на руки. Работодатель снимает ему общежитие. График: 3 через 3. Смена с 6 утра до 12 ночи, домой он попадает в 1 час ночи и спит где-то до 4 утра. Вахтовик также объяснил, почему многие водители ПАЗиков и «Фордов» не хотят работать на новых автобусах. По его словам, раньше за день они могли заработать до 10 тысяч рублей, а тут – всего 70 в месяц и при этом работать приходится допоздна, смены длиннее. Другой водитель, который работает на местного перевозчика (тоже на новых зелёных автобусах), говорил: – У нас другая организация, МПО ЧП. Частное лицо заключило контракт с администрацией так же, как и ПАТП, «Волгабасы» пустили. Вот сегодня я тронулся в 7.09 с онкоцентра, заканчиваю в 21.00 на Просторной. У нас два перерыва по 1,5 часа. Я раньше работал на «Форде». Меня абсолютно всё устроило, зарплата осталась на том же уровне. Минимум, если работать 3 на 3, 15 дней в месяц, это где-то 66 тысяч. А максимум – по желанию, 80 получалось у меня. Для пассажиров – раньше техники больше было, было попроще, сейчас единиц поменьше. Может, поэтому так. Поэтому, я думаю, ситуация посложнее, чем раньше была. Что в итоге Корректировки чиновники обещают внести весной. Власти поясняют, что в других регионах на наладку системы и работу над ошибками потребовалось 3 – 4 года. Обещают также вводить выделенные полосы для общественного транспорта, но когда это начнут делать, не говорят. Остаётся только надеяться, что курянам так долго ждать не придётся, и хотя бы через 15 месяцев после запуска транспортной схемы она начнёт работать, как надо. А пока тем, кто продолжает пользоваться курским транспортом, мы желаем удачи и терпения. 24 – за, 64 – против Таковы итоги нашего опроса пассажиров в транспорте, где мы ехали, и на остановках. Не претендуем на репрезентативность, но 88 курян мы опросили лично. 73% недовольны транспортной реформой, говорят, что раньше было лучше. Многие просят вернуть ПАЗики.

Тесты кончились: что поменялось за 15 месяцев транспортной реформы в Курске
© Курские известия