Как будто и не уходили: рынок печатной техники не пострадал от санкций
Александр Кукин - Генеральный директор представительства компании Pantum в России. Несмотря на то, что практически все иностранные вендоры печатной техники официально покинули Россию в 2022 году, рынок принтеров и МФУ по итогам завершившегося 2023 года не только не «рухнул в бездну», а даже немного вырос. Как ни странно, но устройства ушедших брендов составили значительную долю продаж, а вот структура рынка претерпела довольно значимые изменения. Почему рынок печати сохранил стабильность, как меняется структура продаж и стоит ли ждать новых вендоров? Изображение от freepik «В России по-прежнему достаточно принтеров» «Экономика России разорвана в клочья» — этот тезис в общественное пространство запустил еще Барак Обама, будучи президентом США. В других формах он продолжил звучать после того, как иностранные компании стали уходить из России в 2022 году, в том числе производители печатной техники. Однако возник на некоторое время лишь дефицит бумаги, а вот самих принтеров по-прежнему хватает всем желающим. Если говорить на языке цифр, то давайте обратимся к открытым источникам, с одной оговоркой — данные взяты за 10 месяцев с января по октябрь 2023 года и изменение показано к аналогичному периоду 2022 года. При этом данные по количеству проданных изделий за два месяца могут измениться, пропорции же вряд ли, поскольку рынок демонстрировал довольно высокий уровень стабильности. Итак, за 10 месяцев в ритейле (без учета госсектора) было продано примерно 1,5 млн изделий во всех категориях — лазерные, струйные, термальные, LED и даже матричные — количество последних составило менее 1% от всего объема, тем не менее этот вид принтеров до сих присутствует на рынке. Общий рост по количеству устройств составил около 40%, в прошлом году за аналогичный период продали 1,2 млн штук. Две трети всего объема — лазерные принтеры и МФУ, их продали чуть более 1 млн единиц против около 770 тыс. годом ранее — рост составил примерно 40%. Общая структура участников сохранилась, но доли претерпели изменения. Pantum «вырос» с 42% почти до 60%, НР остался практически без изменений — примерно 20% против прежних 26%, Canon увеличил долю с 5% до 7%, Kyocera немного «сжалась» с 10% доли до 8%, а вот Brother, который в 2022 году имел чуть больше 10%, сократился до статистической погрешности. Рынок струйной печати в абсолютных цифрах тоже немного подрос, где-то на 10% — с 320 тыс. устройств в 2022 году до 350 тыс. в 2023-м. Однако, учитывая общую динамику, доля в общем объеме снизилась с 27% до 22%. В этом сегменте НР тоже серьезно утратил позиции — бренд не смог сохранить лидерство, его доля упала с 50% до 30%, вечный соперник Canon немного усилил позиции с 25% до 30%. Главным бенефициаром среди «струйников» стал Epson, который с третьего места и 20% «запрыгнул через ступеньку» и стал лидером рынка с долей в 40%. Возникает резонный вопрос — откуда в этом списке появились бренды, которых уже два года как нет на российском рынке. Ответ состоит из двух частей. Во-первых, когда начался исход западных и японских компаний, многие дистрибьюторы активно стали пополнять складские запасы, скупая на международном рынке всю доступную на тот момент технику. В результате струйной техники было завезено такое количество, что при текущем уровне потребления запасов хватит примерно на два года. И второй важный момент — нельзя забывать про параллельный импорт, существующий практически в любой другой сфере. Официально в России остались лишь несколько компаний. Это китайский Pantum, у которого нет направления струйной печати, но сильные позиции в лазерном сегменте, а также такие компании, как тайваньский Avision и российский новый бренд «Катюша». При этом доля последних двух еще очень мала и не сопоставима с параллельным импортом мировых грандов. «Второе дыхание региональной розницы» Традиционно рынок печатной техники формировался из продаж в офлайновых магазинах и через электронные площадки. Первые представлены преимущественно такими сетями, как DNS и «М.Видео-Эльдорадо», вторые — маркетплейсами. Однако в этом году произошли довольно значимые изменения в структуре продаж. Крупные сети свою общую долю удержали. В частности, в лазерном сегменте, по данным открытых источников, доля прямых продаж осталась практически неизменной — около 54% от общего объема рынка, хотя DNS свои позиции усилила. На рынке же онлайн-продаж произошли интересные изменения. Главный тренд, который сложился в минувшем году, — лавинообразный рост дистрибьюторов техники из третьих стран, которые осуществляют параллельный импорт. Благодаря тому, что появился более свободный доступ к поставкам из-за рубежа, равно как и возможность через маркетплейсы невероятно расширять аудиторию, настоящее второе дыхание получили находящиеся буквально на грани выживания региональные розничные сети. Во многих из них обороты по печатной технике выросли на порядок и больше. На рынок принтеров совершенно неожиданно вышел ритейлер «Все инструменты», который всегда специализировался именно на инструментах, садовой и строительной технике. Добавим, что помимо таких игроков и традиционных «китов» дистрибуции появились сотни небольших компаний, которые закупают продукцию некрупными партиями и реализуют ее через электронные площадки. Основная опасность здесь в том, что конечный покупатель часто не получает нормального гарантийного обслуживания, не имеет гарантий от продавца, а сама техника может даже не пройти адаптацию к российскому рынку — от русифицированного ПО до электрических вилок. Стоит ли ждать потрясений в 2024 году Если говорить о тенденциях на 2024 год, то тут можно выделить несколько основных моментов. Во-первых, дефицита устройств в большинстве сегментов ждать не приходится. Даже если завтра полностью перекроют все границы, техники на складах розничных партнеров хватит как минимум до конца 2024 года. Вместе с этим вряд ли будет существенное повышение цен. С учетом того, что любая техника имеет тенденции устаревать, даже такая консервативная, как принтеры, продавцы заинтересованы в том, чтобы максимально быстро распродать свои запасы. Во-вторых, уже не стоит ждать особых изменений в струйном сегменте, поскольку все до единого вендоры официально не представлены на рынке России, а значит, будут пополняться по тем каналам, которые сформировались за последние два года. Это означает, что все основные марки можно будет купить, но с оговоркой, что нужно смотреть, кто продает конкретное устройство, чтобы оно было адаптировано к рынку и с гарантией. В-третьих, в лазерном сегменте вполне вероятно усиление позиций тех компаний, которые представлены в стране официально. Отчасти это может быть связано с тем, что крупные бизнесы и государственные структуры неизбежно станут рано или поздно обновлять свои печатные системы и будут заинтересованы в том, чтобы использовать продукцию официальных дилеров, а не компаний, которые ушли из страны, поскольку такая ситуация ставит организации в уязвимое положение в плане сервиса и обслуживания. Важный вопрос о том, насколько могут измениться цены на печатную технику в 2024 году. Конечная стоимость для потребителя состоит из четырех элементов: отгрузочная цена в стране производителе, цена логистики, затраты на финансовые операции и российская налоговая система. Рассмотрим каждый из пунктов по-отдельности. Объективных факторов, которые бы говорили о росте отгрузочной цены, в частности в Китае, а большая часть российского рынка производится в этой стране, нет. Исключение может быть, если до конца года будут запущены новые модели с дополнительным функционалом, которые будут стоить немного дороже. На актуальную линейку продукции цена изменяться, скорее всего, не будет. Стоимость логистики за последние два года, безусловно, выросла. Российские перевозчики находятся под санкциями, испытывают определенное давление, и это сказывается на цене. Если два года назад контейнер, в котором было около 1000 принтеров, перевозили за $9 тыс., то сейчас это $15 тыс. Естественно, этот рост заложен в конечную стоимость, и если цена логистики будет расти, стоимость принтеров вырастет на несколько процентов. Есть трудности в трансграничных денежных переводах. Растут комиссии за транзакцию, в Китае становится сложнее получать переводы. Эта ситуация может также прибавить к цене для потребителя на 1–1,5%. С налогами ситуация стабильная, но у участников рынка есть опасения, что некоторые производители могут попасть в реестр отечественных производителей. В этом случае могут появиться дополнительные пошлины, которые тоже приведут к росту, но на данный момент достоверной информации об этом нет. Поэтому, в сухом остатке, можно прогнозировать рост на принтеры в районе 5–7%, если не случится форс-мажорной ситуации на рынке.