В Смоленской области после аварии проверят все транспортные сооружения
Часть жителей Вязьмы оказалась отрезана от центра города из-за разрушения путепровода через железную дорогу. Панинский мост простоял без капремонта больше 40 лет, аварийным не считался, но развалился в мгновение ока. Альтернативная дорога для автомобилей длиннее на 17 километров. Пешеходам деваться и вовсе некуда - только пересаживаться на маршрутки, идущие в обход. В качестве временного варианта скоро откроют железнодорожный переезд. Между тем проверка на прочность ждет все мосты Смоленщины.
Все рухнуло
ЧП произошло вечером 8 апреля. Обрушилось шесть из семи пролетов 300-метрового виадука, переброшенного через пути в районе кожевенного завода. По мосту ехали автомобили, два из них угодили в провал. Погибла женщина. Пять человек (включая 14-летнюю девочку) госпитализировано со сложными травмами. Их состояние стабильное. Подростка лечат в Вяземской ЦРБ, троих пациентов сразу отправили в Москву, еще одного - в Смоленск. Власти региона заверили, что семьям всех пострадавших выплатят компенсации - от 200 тысяч до миллиона рублей.
Часть последствий удалось устранить в течение нескольких дней. Железнодорожники, работая круглосуточно, разобрали завалы и заменили рельсы, чтобы восстановить движение поездов. Газовики демонтировали трубопровод, который проходил вдоль моста и после обрушения буквально повис в воздухе. Взамен проложили новый, подземный, - через прокол под путями. Это позволило к концу рабочей недели возобновить подачу газа в 8,8 тысячи домов в Вяземском и Тёмкинском районах. Быстро починили и поврежденные сети связи.
Сложнее всего оказалось наладить автомобильные и пешеходные связи. За "железкой" находятся спальные микрорайоны на улицах Московской и Юбилейной, поселок Кайдаково и село Вязьма-Брянская. Их жителям нужно ежедневно добираться на работу, в школы, к врачу. По Панинскому мосту люди ходили пешком, ездили на автобусах, в том числе из близлежащих сел. Когда привычный путь был отрезан, транспорт направили по ухабистому объездному маршруту через деревню Новый Ржавец с выездом на трассу М-1 "Беларусь". Местные власти сообщили о выделении дополнительных автобусов. Первые же дни принесли бурю возмущения в соцсетях: местные жители выкладывали видео с пробками, с набитыми под завязку пазиками и толпами пассажиров на конечных. Жаловались на непонятное расписание: "Люди часами сидят на остановках, уезжают не туда... даже не понимают, на какой стороне им садиться, чтоб уехать домой", "Нет понимания, во сколько будут последние рейсы в отдаленные районы"... Кому-то в объезд нужно преодолеть 25 километров, кому-то - все 60. На такси не наездишься.
Маршрут построен
Постепенно проявились контуры дальнейших действий. На объездной дороге начали заделывать аварийные выбоины, в ближайшее время планируется ремонт картами, сообщил Вяземский филиал СОГБУ "Смоленскавтодор".
Взамен Панинского моста примерно в том же месте решили устроить временную дорогу шириной шесть метров с двусторонним движением и регулируемым переездом через рельсы. По информации главы Вяземского района Инны Демидовой, по этому участку пустят легковой и специализированный транспорт (кроме большегрузного). Им же смогут пользоваться пешеходы. Работы по прокладке дороги идут круглосуточно. Железнодорожники поставили будку для дежурного по переезду: на первых порах управление шлагбаумами будет идти в ручном режиме. В начале мая переезд оборудуют автоматической световой и звуковой сигнализацией, отметили в управлении Московской железной дороги.
Вязьмичи старшего поколения помнят, что переезд в районе кожзавода действовал до постройки Панинского моста. Движение по железной дороге было менее активным, но и тогда открытия шлагбаума приходилось ждать подолгу. Насколько плотными будут заторы теперь, когда через Вязьму проносятся составы белорусского направления, "Ласточки" от Минска и Смоленска, электропоезда, - предстоит увидеть. Так или иначе, два варианта пути в центр города лучше, чем один.
В правительстве Смоленской области анонсировали строительство нового путепровода в Вязьме. В комплексный проект войдут демонтаж оставшихся конструкций, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, уже ведутся расчеты и определяются источники финансирования, сообщил губернатор Василий Анохин.
Проверка на прочность
Причины обрушения выясняют в рамках уголовного дела. Оно возбуждено региональным СК по признакам халатности, повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (по части 2 статьи 293 УК РФ). За такое преступление предусмотрены принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет. В помощь смоленским следователям на место прибыли сотрудники Главного управления криминалистики и эксперты судебного центра СК. Изъяты документы, касающиеся обслуживания путепровода и его ремонта, проведенного в 2023 году, допросили местных чиновников и очевидцев. Назначен ряд экспертиз.
Взамен Панинского моста решили устроить временную дорогу шириной шесть метров
Вязьмичи беспокоились о судьбе Панинского моста давно. По их обращениям в 2018 году проводилась выездная проверка ОНФ. Общественники предупреждали о том, что виадук находится в предаварийном состоянии. В тот год на нем заменили верхний слой асфальта и перила за 9,1 миллиона рублей, выделенных из казны региона. По мнению экспертов, стоило организовать в этом месте весогабаритный контроль.
По данным Единой информационной системы госзакупок, в прошлом году администрация Вяземского района заказывала предпроектное обследование Панинского моста. По итогам экспертизы предстояло определить, подлежит ли он ремонту, капремонту (первому в своей истории) или реконструкции. Контракт заключили с казанской компанией "Геомост": более 10 лет на рынке, специализация на диагностике надежности и долговечности инженерных сооружений, говорится на сайте фирмы. Она сотрудничает с дорожными структурами в разных регионах и федеральными казенными учреждениями, в том числе с "Дирекцией по строительству и эксплуатации объектов госграницы".
Начальная цена на торгах составляла почти 1,5 миллиона рублей. Судя по сметному расчету, себестоимость работ оценивали в 1,2 миллиона, но скромность подрядчика позволила уменьшить ее до 164 тысяч - с применением понижающего коэффициента. На эту сумму и был заказан техпаспорт путепровода длиной более 312 метров. Для сравнения: в том же 2023-м чиновники оплатили аналогичное обследование другого моста в Вязьме - Кировского. Его длина - всего 37 метров. Там начальная цена контракта составляла 643,6 миллиона. Выигравшая на торгах фирма - воронежское ООО "Центр дорожного проектирования" - не стала жадничать и вызвалась выполнить экспертизу за 93,3 миллиона.
Причины обрушения моста выясняют в рамках уголовного дела
Получив техпаспорт Кировского моста, чиновники выделили из местного бюджета 3,5 миллиона рублей на разработку проектно-сметной документации для капремонта. Какие выводы были сделаны по итогам обследования моста Панинского, пока неизвестно ("РГ" ожидает от администрации Вяземского района ответа в том числе на этот вопрос). Но еще до окончания экспертизы, летом 2023 года, муниципалитет потратил на его ремонт 12 миллионов. Подрядчик - московское ООО "Гарантстрой" - заменил верхний слой асфальта и бордюры...
На фоне ЧП городская комиссия по безопасности дорожного движения проявила осторожность и одобрила временное закрытие Кировского моста с 12 апреля. Хотя предыдущее его обследование завершилось всего восемь месяцев назад, планируется провести еще одну экспертизу. Теперь уже силами "Смоленскавтодора".
- На этом участке автодороги нет автобусных маршрутов и тупиковых улиц, есть объезд для скорой помощи, пожарных и других специализированных организаций. Пешеходный переход по мосту останется, - подчеркнула глава района Инна Демидова.
Тем временем прокуратура начала сплошную проверку соблюдения законодательства при содержании мостовых сооружений в Смоленской области. Предстоит дать оценку действиям органов местного самоуправления и иных структур, ответственных за эксплуатацию путепроводов.
Прямая речь
Андрей Максимов, председатель комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре ОП РФ:
- Состояние мостовых переходов, безусловно, острый вопрос. Однако оценить масштаб проблемы здесь достаточно сложно. Объекты строились в разные десятилетия и даже столетия, разными субъектами по разным технологиям. Например, достаточно много мостов в советские времена возводилось и содержалось предприятиями (например, колхозами) за свой счет. Некоторые строились хозяйственным способом, само их наличие могло быть не учтено в официальной документации. И хотя с 1975 года в России несколько раз проводился масштабный мониторинг состояния мостов, точных данных о состоянии каждого из них, достаточных для понимания перспектив, пока нет. Очевидно, что многие старые "деревенские" мосты на малых реках давно не проверяли на техническую годность к эксплуатации, есть масса сооружений, которые не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности, габаритам, качеству материалов и конструкций...
Поскольку дороги у нас делятся на федеральные, региональные и местные, то и мосты как технические сооружения на них имеют разную подведомственность. Хуже всего дела обстоят с малыми переходами, которые не всегда учтены как отдельные конструкции и должным образом оформлены. Даже если они находятся на балансе муниципальной казны, у сельского района или небольшого города лишь в исключительных случаях есть достаточно ресурсов, финансовых и организационных, чтобы выстроить систему ремонта и поддержки мостов в надлежащем состоянии.
Работы по подготовке проектной документации на мосты, по их строительству и ремонту довольно часто выставляются в системе государственных и муниципальных закупок. Обновление идет, но недостаточными темпами. Это проблема того же порядка, что и со старым жилфондом или коммунальными сетями: в силу большого количества изношенных объектов не получается удержать количество аварийных объектов на том же или сопоставимом уровне.
В послании президента мы увидели, что намечены серьезные вложения в региональную и муниципальную инфраструктуру. И хотя проблема мостов не была затронута прямо, можно быть уверенным, что она будет учтена при реализации готовящихся федеральных программ и проектов. По всей вероятности, нужны отдельные ресурсы, отдельное направление поддержки муниципальных и региональных бюджетов на эти нужды. Может быть, стоит пойти по пути создания централизованной системы оценки состояния, ремонта и строительства мостов независимо от их уровня собственности.