В Краснодар вернули эвакуаторы. Поможет ли это избавить город от огромных заторов?
На улицы кубанской столицы вернулись эвакуаторы, отмененные осенью 2020 года из-за критики водителей. В преддверии летнего туристического сезона город облетела новость: теперь эвакуацией будут заниматься не коммерческие фирмы, а муниципальная организация.
Одна из причин возвращения эвакуаторов - сложная дорожная ситуация в городе, задыхающемся от пробок. Иные методы борьбы с брошенными машинами, занимающими одну, а то и две полосы движения, оказались не эффективны.
В свое время жители кубанской столицы немало жаловались на частных погрузчиков. Мол, автомобили не опечатывались, опись внешнего состояния не проводилась - эвакуаторщики торопились забрать машину, пока не появился хозяин. 3,5 года назад вместо эвакуаторов по улицам города стали курсировать автомобили, оснащенные системой видеофиксации. Госномера машин, припаркованных с нарушением правил, снимали и передавали в систему "Безопасный город", а затем в центр фотовидеофиксации. Оттуда владельцу авто по почте отправлялось письмо с выписанным штрафом.
Иные методы борьбы с брошенными машинами, занимающими одну, а то и две полосы движения, оказались не эффективны
Однако нарушители ПДД умудрялись обходить систему. Чтобы скрыть номера, их специально заляпывали грязью, заклеивали или вовсе снимали. В ход шли даже медицинские маски. Не все хотели тратиться и оставлять машины на платных муниципальных стоянках.
Председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества Андрей Зайцев указывает на еще один фактор: "Оставленные в людных местах транспортные средства могут стать местом хранения взрывчатых веществ". В итоге и правоохранители, и городские власти пришли к выводу, что без эвакуаторов не обойтись.
В Краснодаре уже закуплено 11 новых погрузчиков, организована муниципальная штрафстоянка. Важный момент: раньше эвакуаторы находились в собственности частных лиц, теперь они на балансе муниципального Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления.
В первую неделю за нарушения ПДД была эвакуирована 121 машина. "Сотрудники полиции либо сами выявляют транспорт, оставленный в неположенном месте, либо реагируют на сообщения граждан, - поясняет официальный представитель УМВД по городу Краснодару Артем Коноваленко. - Если факт подтверждается, составляется протокол о задержании автомобиля и вызывается эвакуатор, который доставляет его на штрафстоянку". За парковку машины в зоне знака "Остановка запрещена" и с нарушением ПДД предусмотрен штраф в размере 1,5 тысячи рублей. Транспортировка машины на специальную стоянку обойдется ее владельцу в 3825 рублей. Первый час нахождения там авто бесплатный, за каждый последующий придется заплатить около 70 рублей.
Владимир Коробчак, председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов, считает это правильным решением: "Надеюсь теперь, когда эти функции возложены на государственное учреждение, полученные финансовые средства не осядут в частных карманах, как это происходило раньше, а пойдут на развитие благоустроенных и недорогих парковок".
А как у вас?
В других крупных городах страны, где работают эвакуаторы, к идее таким образом избавить город от пробок относятся скептически. В Новосибирске на штрафные стоянки, по оценкам экспертов, доставляют около 150 машин в день. Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков про эвакуацию автомобилей высказался негативно из-за того, что в городе ею занимается коммерческая организация: "Забирают не те машины, которые мешают движению транспорта или пешеходам, а те, что приносят больше денег в виде штрафов, например, припаркованные на местах для инвалидов. Я неоднократно ставил вопрос о создании муниципальной службы эвакуации. Но мне всякий раз возражали, что это полномочия регионального уровня и порядок определяется областным законодательством. При этом непонятно, почему обязательно нужно прибегать к эвакуации. Ведь можно автовладельца уведомлять о штрафе, сумма которого стимулирует не повторять подобной ошибки".
По той же схеме работает эвакуационная служба в Нижнем Новгороде, где также чаще эвакуируют авто владельцев, занимающих места для инвалидов, на втором месте - нарушители, паркующиеся рядом с пешеходным переходом. "Нынешняя система эвакуации автомобилей - история только про наказание, но никак не про изменение ситуации на дорогах, - считает водитель Александр Сысоев. - Где-то машины часами стоят под знаками, и никто их не забирает, а где-то машины исчезают буквально через пару минут после парковки".
Руководитель группы общественного контроля при Общественной палате Кировской области Константин Ситчихин рассказал "РГ", что депутаты Кировской городской Думы и администрация города уже направили обращение в Государственную Думу с просьбой внести в законы и подзаконные акты необходимые изменения, чтобы именно муниципалитет мог организовать работу по эвакуации транспорта, припаркованного с нарушением правил.
А в Свердловской области в прошлом году резко увеличили стоимость эвакуации автомобилей, оставленных в неподходящих местах. За перемещение легковушки на спецстоянку нарушители теперь платят почти 2,9 тысячи рублей (прежний тариф - 1649 рублей). Забрать машину можно только после оплаты штрафа за неправильную парковку - от 3000 до 5000 рублей. "На дорожной ситуации такие воспитательные меры никак не сказались, - уверен автоэксперт Дмитрий Ларионов. - Здесь сработает только масштабная работа - если сотни эвакуаторщиков выйдут в каждый район".
Подготовили Ольга Фаткуллина, Оксана Ильина, Алексей Малышев, Юрий Прокопьев