Так кто же виноват в обрушении путепровода в Вязьме?
22 апреля в Вязьме планируют запустить дорогу - дублер обрушившегося две недели назад Панинского моста. 200 метров двухполосного шоссе через железную дорогу построили за короткий срок. Рухнувший путепровод соединял две большие части Вязьмы, за "железкой остались городская поликлиника, заводы, несколько школ и детсадов. Так что теперь горожанам по пути на работу приходится делать 17-километровый крюк. Маршрутки стали ходить реже, таксисты подняли тариф, пешком, как прежде, на работу вообще не дойти.
Сейчас следствие разбирается в причинах обрушения моста, которое привело к трагедии - вместе с мостовыми пролетами на железнодорожные пути 8 апреля упало несколько автомобилей, погибла женщина, пять человек оказались в больнице. Возбуждено уголовное дело о халатности - следователи уже установили, что в прошлом году путепровод обследовали и признали годным, прописав лишь текущий ремонт.
Глава Вяземского района Инна Демидова в это время обьясняет "РГ": "У новой дороги есть пешеходная зона. Движение через переезд пока будет регулироваться вручную, затем подключим автоматику".
Пока СК выясняет, кто виноват, районные власти разбираются со второй частью традиционной русской дилеммы: что делать? Проблемы решаются по степени важности, отчитываются чиновники.
Первым делом увезли в больницы пострадавших, некоторых затем отправили на лечение в Москву - все идут на поправку. Семье погибшей оплатили похороны и выдали миллион рублей. Раненые, в зависимости от тяжести травмы, получат от 200 до 500 тысяч. За первые сутки после аварии расчистили от обломков железнодорожные пути - "Ласточка" на Минск прошла вечером 9 апреля. Сделали прокол под железной дорогой, провели в него газовую трубу и кабели связи. В два района Смоленской области вернулось топливо.
В прошлом году Панинский мост обследовали и признали годным, прописав лишь текущий ремонт
Теперь надо решить транспортную проблему. Именно она вызывает нарекания жителей Вязьмы. "Маршрутки есть, но ходят редко, ждать приходится по часу. А потом еще ехать долго. Опоздания на работу стали обычным делом", - пожаловалась Татьяна Иноземцева. К тому моменту она провела на остановке уже минут 40. Поездка на такси в районы за железной дорогой подорожала в 2,5 раза: с 200 до 700 рублей. Владельцы автобусов в свою очередь жалуются на возросшие расходы - маршрут стал длиннее, а цена проезда не изменилась. Первые несколько дней на объездной дороге, по которой пустили транспорт, возникали заторы. Сейчас отрегулировали светофор, стало полегче. После запуска дороги-дублера большегрузы на нее не пустят - только легковушки, автобусы и машины оперативных служб. Более того - власти обратились к "Яндексу", чтобы тот убрал новую дорогу из своих навигаторов. Без транзитного транспорта она прослужит дольше - а тем временем, глядишь, и новый мост появится. Его обязательно построят, но конкретики пока нет.
Как это обычно бывает: выводы чиновники делают, когда уже произошло какое-то ЧП. Сразу после обрушения моста на Смоленщине началась сплошная проверка всех транспортных сооружений. Она и покажет, что нужно ремонтировать в первую очередь, чтобы не допустить нового происшествия. Похожую проверку проводит прокуратура, но ее интересует соблюдение законодательства.
Работы у прокуроров хватит: всего в Вяземском районе на муниципальном балансе четыре моста (включая Панинский, от которого остался один из семи пролетов). Самый новый - Фроловский. Построен в 2023 году. Есть еще Смоленский.Он прошел полную реконструкцию в 2021-м.
Как поясняет глава района Инна Демидова: "В капитальном ремонте сейчас нуждается Кировский мост. Его обследовали в 2023 году. Решено, что на разработку проектно-сметной документации будет направлено 3,5 миллиона рублей".
Этот Кировский мост для автомобилистов уже перекрыли. Подстраховались. Больших затруднений, успокаивают власти, это вне вызовет: по нему не проходят маршруты автобусов, рядом есть объезд для скорой помощи, пожарных и другого спецтранспорта. Пешеходное движение сохранено. Предстоит повторное обследование конструкции, его проведут специалисты "Смоленскавтодора".
В 2023 году, по данным Единой информационной системы госзакупок, на техническую экспертизу Кировского моста было затрачено 93,3 миллиона рублей. Эту цену предложил победивший в аукционе "Центр дорожного проектирования" из Воронежа, снизив стартовую почти в семь раз. Начальная стоимость контракта выглядела по муниципальным меркам космической: тратить на обследование моста 643,6 миллиона, то есть почти половину своего годового бюджета, район явно бы не стал. Завышение стартовой цены позволяет государственным и муниципальным заказчикам демонстрировать хорошую экономию на торгах.
В случае же с Панинским мостом, который также проходил предпроектное обследование в 2023 году, порядок цифр был ниже. Хотя сам путепровод длиннее - 312 метров против 37 у Кировского. В той же ЕИС указано, что торги начинались с полутора миллионов рублей, а казанская инженерная компания "Геомост" смогла уложиться в 164 тысячи. "По итогам экспертизы Панинский мост признали годным к эксплуатации без каких-либо ограничений. "Геомост" лишь рекомендовала провести текущий ремонт. Мы планировали провести его в текущем году", - рассказала Демидова.
Не успели.. Хотя местные жители не раз говорили об аварийном состоянии моста. Эксперт Народного фронта в Смоленской области Николай Яров вспоминает: "В 2018 году мы осматривали этот мост в Вязьме по просьбам местных жителей. Зафиксировали, в числе прочего, и то, что по нему проезжает много большегрузов, и без введения системы динамического весогабаритного контроля конструкция может не выдержать. Не секрет, что многие перевозчики строят свой бизнес за счет работы с перегрузом и на превышении допустимых параметров. В результате дорожная инфраструктура подвергается повышенному разрушающему эффекту, растут затраты на ремонт как дорожного полотна, так и мостовых сооружений. Мы неоднократно поднимали вопрос об отладке системы весогабаритного контроля. Нужна работа в связке: Ространснадзор, ГИБДД и собственники дорог. Потому что, например, у "Смоленскавтодора" есть передвижные пункты весового контроля, но использовать их невозможно - останавливать транспорт могут только сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, которые в предыдущие годы не шли навстречу в планировании совместной работы".
Компетентно
Директор научно-исследовательского центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Общественной палаты РФ Андрей Максимов отметил, что полной картины состояния мостов по стране сейчас нет. Сооружения строились в разное время, нередко хозяйственным способом. "Многие старые мосты на малых реках давно не проверяли на техническую годность к эксплуатации. Масса сооружений уже не соответствует современным требованиям по грузоподъемности, габаритам, качеству материалов и конструкций… Хуже всего дела обстоят с малыми переходами, которые не всегда учтены как отдельные конструкции и должным образом оформлены. Даже если они находятся на балансе муниципальной казны, у сельского района или небольшого города лишь в исключительных случаях есть достаточно ресурсов, финансовых и организационных, чтобы выстроить систему ремонта и поддержки мостов в надлежащем состоянии".