Правительственная комиссия поддержала законопроект об ответственности за опасное вождение. Инициативу одобрили, но попросили внести коррективы. Например, полномочия сотрудников ГИБДД в новом законопроекте пока не закреплены. Это значит, что они не могут самостоятельно рассматривать административные правонарушения.
Законопроект предложил депутат Госдумы Ярослав Нилов. Новый штраф дополнит 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях. Согласно поправке, за опасное вождение водителям придется заплатить до 5 тысяч рублей. Если нарушение повторится, могут лишить водительских прав на срок от одного до трех месяцев.
К опасному вождению относят перестроение при интенсивном движении, резкое торможение и отказ уступить дорогу транспорту, который пользуется преимуществом на дороге. Поясняет эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов:
Дмитрий Попов эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения «Я считаю, что хулиганов надо наказывать, но вопрос в том, кто, как, каким образом будет устанавливать значение этих субъективностей. Даже если кто-то подумает прописать, что в населенном пункте дистанция должна быть 35 метров, а в ненаселенном пункте — 55 метров, кто и каким образом при движении будет осуществлять измерение? Поэтому вместо того, чтобы подумать над тем, как наказать хулиганов, создается грандиозная коррупционная яма. Представьте, вы едете по дороге, вас останавливает сотрудник ГИБДД и говорит: «Это что это вы с опасной дистанцией едете до впереди двигающегося транспортного средства?» Вы говорите: «Да нет, нормально, я так всегда езжу». Инспектор говорит: «Не-не, не ко мне, это от 3 тысяч до 5 тысяч рублей штраф, а если повторно, то мы вас проверим на алкотестере». Вы говорите: «Да нет, я в суд пойду обжаловать». Вы идете обжаловать в суд с видеорегистратором, а там сидит судья с маленьким стажем управления автомобилем, и он тоже говорит: «Мне кажется, что дистанция маленькая, недостаточная и опасная». Вот кто и каким образом будет устанавливать значение того, был состав административного правонарушения или нет? Мне кажется, что нужно взять за практику мировой опыт, где в качестве опасного вождения подразумевается совершение нескольких грубых нарушений в течение срока привлечения к первой ответственности: выезд на сторону дороги, предназначенный для движения во встречном направлении, проезд на запрещающий сигнал светофора и превышение скорости свыше 60 километров в час. Если парочку таких грубых нарушений в месяц водитель совершает, значит, он опасный хулиган, ему не место на дороге, и мы его лишаем права по второму событию. Вот как надо действовать, в этом случае все четко описано, и даже техника справляется с этой историей».
Как показывает статистика, 95% водителей законопослушны на дороге и только 5% — это та часть автомобильного сообщества, которая не реагирует ни на какие меры. И если не будет серьезного наказания, то их ничего не остановит. И если обратить внимание на мировой опыт, то там разделяются понятия агрессивного и опасного вождения, которые караются по-разному, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:
Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Меня очень радует, что правительственная комиссия одобрила указание на умышленное нарушение. Когда человек преднамеренно играет в «шашечки» и это приводит к ДТП других участников дорожного движения, и когда он неумышленно нарушает, то есть это просто опасное вождение, — это две большие разницы. И мировой опыт подсказывает, что это наказание иногда даже в разы отличается. Что можно подразумевать под опасным вождением — это когда человек поворачивает в какую-то сторону и не показывает поворотов, подрезает и это приводит к тому, что другим участникам дорожного движения приходится маневрировать, часто это приводит к ДТП. А умышленное нарушение, когда человек с ограничением скорости 80 километров в час разгоняется до 200 километров в час и начинает играть в «шашечки», этим должны заниматься современные средства видеофиксации, и это, опять же, подтверждается мировым опытом, что в данном случае все нарушения по опасному и агрессивному вождению судьи рассматривают по фотовидеофиксакции. Далее можно сказать, что наказание, которое на сегодняшний момент у нас предлагают депутаты и рассматривает правительственная комиссия, это 3-5 тысяч рублей, а если мы будем говорить о наказаниях в других странах, самое минимальное наказание при агрессивном вождении в самых небогатых южноазиатских странах начинается от 1000 долларов. При повторном нарушении — лишение права управления сроком на пять лет с обязательным обучением в автошколе, это действительно наказание, которое может остановить тех людей, которые хотят попробовать повторно нарушить ПДД»
Норма ПДД об опасном вождении существует в России с 2016 года.
Закон направлен на снижение аварийности и борьбу с агрессивным поведением на дорогах.