В Воронеже повысят стоимость проезда в транспорте из-за дефицита водителей

Тарифы для перевозчиков пересмотрят по инициативе городских властей, чтобы справиться с нехваткой кадров в отрасли и улучшить качество обслуживания пассажиров. Плата за проезд в Воронеже - одна из самых низких среди крупных городов России. Это не позволяет транспортным компаниям удерживать водителей, которые легко находят более высокооплачиваемую работу. В результате на маршруты выходит недостаточно автобусов, график движения не всегда соблюдается.

В Воронеже повысят стоимость проезда в транспорте из-за дефицита водителей
© Российская Газета

Управление транспорта подготовило анализ затрат, которые несут перевозчики, и рассчитало экономически обоснованный размер стоимости проезда для пассажиров, которая достигает 38 рублей при безналичном расчете и 41 - при оплате наличными. Возможны и более мягкие варианты повышения. Сегодня в Воронеже билет стоит соответственно 26 и 28 рублей. Для сравнения: в Твери это 30/35 рублей, в Волгограде - 30/32, во Владимире - 32/35, в Ростове-на-Дону - 34/35. Помимо увеличения платы предлагается ввести городской проездной.

Документы изучают в министерстве тарифного регулирования Воронежской области.

- Прошлое повышение было почти полтора года назад - в декабре 2022-го. В 2023-м индексация не производилась, хотя инфляция по всем показателям имела положительную динамику. И тот уровень дохода заработной платы водителей, который был заложен в тарифе, естественно, уже не соответствует текущим зарплатным ожиданиям. Ввиду этого наблюдается очень большая проблема, связанная с оттоком водителей и технических специалистов по обслуживанию подвижного состава. Отрасль фактически выживает, сложно говорить о каком-либо развитии, - пояснил руководитель управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

В мэрии напомнили, что местные перевозчики ранее серьезно обновили автобусный парк. Но в период пандемии их доходы резко упали, часть машин пришлось продать. В дальнейшем покупка автобусов возобновилась и шла до недавних пор, пусть и менее активно. В последние полгода обострилась кадровая проблема: из сферы пассажирских перевозок люди массово переходят в логистические компании, где средние зарплаты подчас вдвое выше. Поэтому управлять новыми автобусами, готовить их к выходу на линию бывает просто некому.

Управлять новыми автобусами, готовить их к выходу на линию бывает просто некому

- Около 50 процентов от стоимости проезда - это как раз зарплата водителя со всеми отчислениями. Чуть более 20 процентов - затраты на топливо, еще 17 - стоимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Таким образом, уже около 87 процентов тарифа - это непосредственно затратная часть. Из того, что остается, примерно два процента уходит на обслуживание эквайринга и только около 10 перевозчик имеет на развитие: приобретение подвижного состава, содержание административного аппарата и прочие внутренние расходы. С учетом роста инфляции, естественно, стоимость проезда должна быть скорректирована, - подчеркнул Захаров.

Повышение тарифа будет увязано с обязательствами перевозчиков по обновлению автобусов. В адрес Министерства транспорта РФ уже направлены заявки на приобретение машин по программе льготного лизинга.

- Государственная транспортная лизинговая компания анализирует каждого из перевозчиков. Заявка предполагает не только обновление техники старой модификации, но и замену на шести маршрутах автобусов малого класса на автобусы средней вместимости - с накопительной площадкой, адаптированные для перевозки маломобильных граждан. Первые 60 машин, купленные по этой программе, должны поступить в Воронеж до конца лета. В случае положительного решения по всем заявкам перевозчиков нам удастся обновить подвижной состав на городских маршрутах практически на треть, - добавил чиновник.