МАХАЧКАЛА, 29 мая. /ТАСС/. Курганы возрастом более 4 тыс. лет обнаружены на строящемся обходе Хасавюрта федеральной трассы "Кавказ", археологи ведут раскопки, сообщили журналистам в пресс-службе ФКУ Упрдор "Кавказ".
До конца 2028 года в Дагестане построят современный четырехполосный участок трассы "Кавказ" категории IБ длиной 21 км. На всем протяжении нового участка дороги устроят наружное освещение и разделят встречные потоки бетонным ограждением. В рамках проекта возведут три транспортные развязки, по пять путепроводов и скотопрогонов, а также мостовой переход через реку Ярык-Су.
"В Дагестане ведут археологические раскопки в рамках проекта строительства и реконструкции федеральной автодороги Р-217 "Кавказ" "Обход Хасавюрта" (с 718-го по 739-й км). Всего будет исследовано 60 курганов различных эпох и два древних поселения", - говорится в сообщении.
На сегодняшний день исследован один из самых крупных курганов в группе "Хасавюртовские 5-е курганы". "Курганная насыпь была возведена 4,5 тыс. лет назад (25-23 вв. до н. э.) над погребением, судя по всему, знатного человека, на что указывает сама обширная могила глубиной более 2 м и уложенные в нее предметы быта. В их числе три глиняных сосуда и бронзовый нож, имевший высокую ценность в то время. Ведь обрабатывать железо люди еще не умели", - добавили в ведомстве.
Современная наука позволяет реконструировать быт людей тех эпох, "образ жизни, особенности ведения хозяйства, торговые связи и даже природные условия, в которых они жили", прокомментировал заведующий лабораторией археологических исследований Волгоградского госуниверситета Михаил Кривошеев. "Многие этносы, оставившие на нашей земле следы своего пребывания, давно исчезли с исторической карты. Современным народам Кавказа стоит помнить, насколько богата история этой земли и бережно ее хранить", - подчеркнул он.
Масштабная реконструкция
Параллельно дорожники начали реконструкцию 9 км дороги от границы с Чеченской Республикой до въезда в Хасавюрт, где устраивают земляное полотно по левой стороне трассы под новые полосы движения. Общая ширина проезжей части составит 15 м, а каждой из четырех полос - 3,75 м. На двух транспортных развязках возводят насыпь для устройства путепроводов и подпорных стен.
"Вскоре приступят к буровым работам для строительства двух путепроводов и мостового перехода через реку Ярык-Су. В числе других производимых работ снятие растительного слоя, перенос коммуникаций, устройство скотопрогона и водопропускных труб. На объекте задействовано порядка 80 единиц спецтехники и 200 рабочих", - уточнили в Упрдор "Кавказ".
На отрезке с 718-го по 727-й км предусмотрена реконструкция с расширением полотна дороги до четырех полос и обустройством примыканий. Еще порядка 10 км будет построено в обход зоны жилой застройки, а на 739-м км новая дорога сомкнется с основным направлением Р-217 "Кавказ" вблизи моста через реку Акташ.
"Реализация проекта кардинально изменит схему движения транспорта по автомобильной дороге Р-217 "Кавказ", главным образом из-за отсутствия пересечения с улично-дорожной сетью Хасавюрта. Это значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока, повысит пропускную способность, снизит количество ДТП и улучшит экологическую обстановку в населенном пункте", - рассчитывают дорожники.