Что в России происходит с городским электротранспортом

<p><b>«Безопасные качественные дороги»</b></p><p>Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» за 4 года в регионы поступило почти 6 тыс. транспортных средств: 5278 автобусов, 282 троллейбуса, 240 электробусов и 156 трамваев. </p><p>Электробусы уже появились на дорогах в 10 регионах - Волгоградской, Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской и Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях. </p><p>Во многих городах замена автобусов на электротранспорт стала приоритетной задачей. О преимуществах электробусов говорят и профильные эксперты. </p><p>«Если сравнивать бензиновый и дизельный городской транспорт с общественным электрическим, то здесь преимущество очевидно, так как электрический транспорт не имеет никаких выбросов. Таким образом мы освобождаем город от смога. </p><p>Мы освобождаем город от взвесей, которые содержатся в выбросах. Особенно они небезопасны для детей, потому что это мелкодисперсная пыль из определённых металлов, которая содержится в выбросах, оседает в лёгких», — подчеркнула председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева.</p><p><b>Искусственный интеллект в управлении городским электротранспортом</b></p><p>Санкт-Петербург первым среди российских городов начал массово использовать элементы искусственного интеллекта в электротранспорте. Здесь в 2022 году в рамках промышленной эксплуатации запущены трамваи с системой активной помощи водителю (элементами автопилота), оснащенные Cognitive Tram Pilot. </p><p>Применение искусственного интеллекта в управлении трамваями позволяет достичь нескольких важных результатов. </p><p>Во-первых, это повышение безопасности (по статистике за 2023 год число падений пассажиров при торможении трамвайного вагона автопилотом снизилось на 98%). </p><p>Во-вторых, система обеспечивает более равномерный транспортный поток на линиях, что помогает минимизировать заторы и сокращает время ожидания для пассажиров на 5-10%. </p><p>В-третьих, новая система контроля скоростного режима способствует бережному обращению с рельсовой инфраструктурой, что, в свою очередь, продлевает срок ее службы и экономит бюджетные средства на ремонт. </p><p>Москва активно движется в направлении внедрения беспилотных трамваев. В мае 2024 года первый беспилотный трамвай уже выехал на улицы столицы: пока еще в тестовом режиме, без пассажиров, но с водителем в кабине. </p><p>На следующем этапе управление движением передадут искусственному интеллекту, но водитель по-прежнему будет страховать компьютерного коллегу. До конца 2025 года столичный Дептранс планирует запустить для пассажирских перевозок уже полностью беспилотный трамвай. </p><p>Трамвай будет «видеть» пешеходов, собак и кошек и останавливаться, если они окажутся на путях. Электронные системы помогут предсказывать поведение автомобилей и людей и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и эффективности движения.</p><p><b>В столицах искусственный интеллект управляет трамваями и троллейбусами, а в регионах - дефицит водителей</b></p><p>Дефицит водителей общественного транспорта в российских регионах настолько велик, что чиновники даже не стараются его прикрыть и вслух говорят — проблема стоит очень остро. </p><p>«Проблема нехватки квалифицированных водителей автобусов, троллейбусов и трамваев — одна из основных причин нестабильной работы общественного транспорта города Екатеринбурга», — заявил председатель городского Комитета по транспорту Игорь Ощепков. </p><p>При этом в столице Урала у водителей транспорта довольно неплохие зарплаты — от 87 900 до 104 400 рублей. Однако муниципальному «Гортрансу» не хватает 799 специалистов. </p><p>В Краснодаре недокомплект водителей трамваев составляет 183 человека, водителей троллейбусов — 240 человек, водителей автобусов — 171 человек. В столице Кубани водители получают от 50 до 100 тыс. рублей, плюс к этому у них бывают дополнительные выплаты и увеличенные отпуска. </p><p>Острый дефицит водительских кадров наблюдается и в Казани. Общая укомплектованность водителями не превышает 58%. Средняя заработная плата водителей предприятий городского пассажирского транспорта за 2023 год с учетом переработок составила 85 900 рублей. </p><p>В Новосибирске недостаток водителей муниципальных автобусов составляет 38 штатных единиц, троллейбусов — 196, трамваев — 55. Получали водители автобусов в прошлом году в среднем 84 300 рублей, троллейбусов — 118 тыс. рублей, трамваев — 96 тыс. рублей. </p><p>В Ярославле общая потребность в водителях в сфере пассажирских перевозок составляет 348 человек: 179 — водителей автобусов, 101 — водитель троллейбусов, 22 — водителя трамваев, 46 — водителей электробусов. Зарплата от 60 тыс. рублей. К соцпакету им еще полагается досрочный выход на пенсию. </p><p>Примерно также обстоят дела в большинстве российских регионов, а потому и проблемы у пассажиров одинаковые.</p><p><b>Трагедия в Кемерово</b></p><p>Еще одна проблема - устаревание транспортных средств, что помимо дефицита их на маршрутах приводит и к серьезным ДТП. Одно из наиболее серьезных произошло недавно в Кемерово, где трамвай из-за неисправности тормозов столкнулся с другим трамваем, следовавшим в попутном направлении. В результате ДТП погиб 1 человек, пострадали 125 человек, в том числе дети. Мэр Кемерово Дмитрий Анисимов заявил об износе трамвайного парка города на 90%. </p><p>Напомним, утром 6 июня на Логовом шоссе в Кемерово столкнулись два трамвая. У одного из них отказали тормоза во время спуска с крутого участка дороги. Удар был такой силы, что кабину транспортного средства расплющило, а его водитель получила множественные переломы. </p><p>Как рассказала очевидица, перед ДТП она почувствовала запах гари. По ее словам, когда вагон трамвая понесся по спуску, его начало заносить на каждом повороте, а поручни, за которые держались люди, обвалились. </p><p>На Логовом шоссе, где произошла трагедия, на повороте от ДК Шахтёров трамваи неоднократно сходили с рельсов, последний такой случай был 3 мая 2024 года. </p><p>Трамваи в Кемерово старые, они уже отходили свое, рассказывают местные жители. В них холодно, сиденья деревянные. В трамваях пахнет резиной. Никакой обшивки нет. </p><p>«Их только на ретровыставку выставлять, а они ездят у нас по городу, - говорят горожане. - Есть и другие трамваи, которые поработали в других регионах, и их привезли дорабатывать свой срок к нам». </p><p>Из нового транспорта город смог закупить только автобусы и троллейбусы, до трамваев дело не дошло.</p><p><b>Не лучше обстоят дела в других регионах</b></p><p>В мае 2023 года в Набережных Челнах трамвай сошел с рельсов по причине того, что у одного из вагонов слетела рессора. В 2022 году трамвай сошёл с рельсов и врезался в столб. Подобные случаи происходили и в 2021 году, и в 2020-м, и в 2019-м. В 2018 году в Набережных Челнах трамвай сошёл с путей из-за сорванной рельсы. </p><p>Жители рассказывают о бедственном положении: «Трамваи в Набережных Челнах все старые. Шпалы тоже в плохом состоянии, особенно в сторону заводов, навряд ли их вообще будут обновлять, в некоторых местах шпалы просто сгнили. </p><p>С горем пополам немного начали обновлять шпалы в районе Первой Автодороги, кладут деревянные шпалы, а не железобетонные. Между микрорайоном ЗЯБ и микрорайоном ГЭС есть мост, по которому трамваи ездят очень медленно, как будто чего-то боятся, там у шпал середины нет, по краям только, где к рельсам крепятся». </p><p>Впрочем, ни Кемерово, ни Набережные Челны не являются исключением. Сегодня троллейбусы и трамваи являются «абсолютно недоинвестированным» сегментом общественного транспорта, восполнение их парка сильно ограничивается возможностями муниципалитетов. </p><p>Даже несмотря на существование различных федеральных проектов и программ поддержки общественного транспорта, далеко не все регионы могут самостоятельно исправить ситуацию, хотя работа в этом направлении ведется.</p>