Мусорные горы в Белгородской области: жалобы жителей, проблемы с подрядчиком и реакция властей
Жители Белгородской области уже несколько месяцев регулярно жалуются на проблемы с вывозом мусора в комментариях на страницах губернатора Вячеслава Гладкова в соцсетях. В частности, они критикуют подрядчика, ответственного за твердые коммунальные отходы, — компанию «Еврологистик». Власти проблему признали, но, по словам местных, ситуация на данный момент только ухудшается. Когда мусорные горы стали портить жизнь белгородцам и почему устранить их вряд ли получится в ближайшее время — в материале Daily Storm.
Что происходит в Белгороде?
Переполненные мусором баки, свалки посреди дороги и горы отходов около подъездов — кадры с такими видами белгородцы ежедневно публикуют в социальных сетях и в комментариях на странице губернатора Вячеслава Гладкова. Региональный оператор, «Центр экологической безопасности», практически под каждой жалобой дает обещания вывезти накопившийся мусор, однако, как утверждают местные жители, отходы с каждым днем все больше заполоняют регион.
«Проблемы с вывозом мусора начались, когда с рынка услуг ушел «Экотранс», с приходом нового поставщика начались проблемы, до сих пор ничего не меняется… Собаки мешки растаскивают, вонь ужасная, на жалобы ЦЭБ не реагирует — одни обещания», — говорит Daily Storm жительница Белгорода Людмила.
Как рассказала еще одна горожанка Наталья, вопрос с вывозом мусора стал особенно острым летом: пакеты с отходами гниют на жаре, из-за чего практически по всему городу распространяется ужасный запах.
«Проблемы большие! Длятся достаточно долгое время. Но последние месяцы — это что-то из ряда вон выходящее. Мусор не вывозят неделями, а мусорка у нас для довольно большого количества домов. Все течет, запах отвратительный, собаки растаскивают все по округе. А если и вывозят, то оставляют повсюду мусор, с машины течет отвратительная жидкость по всей дороге», — поделилась женщина.
Светлана из поселка Разумное Белгородского района, который неоднократно подвергался обстрелам со стороны ВСУ, заявляла о бездействии властей и ответственных за транспортировку отходов компаний еще в начале июня. По ее словам, сейчас ситуация стала намного серьезнее: водители мусоровозов стали нарушать график уборки свалок, а иногда и вовсе не приезжать.
«Проблемы начались в конце мая. Раньше мусор вывозили два раза в неделю. В июне пошел полный сбой. В июле все усугубилось катастрофически. На совещании губернатора я писала жалобу, и мне ответили, что мусор будет вывезен. Но его так и не вывезли. У меня родители живут в Старом городе в Белгороде, у них такие проблемы начались еще в марте. Мусор стоит по две-три недели, уже мухи личинки откладывают, сама видела. Постоянно звоним в управляющую компанию, результат — ноль», — сообщила местная жительница.
«Проблемы начались, когда ушел «Экотранс», создали ЦЭБ и наняли «Еврологистик». Это мое личное мнение», — добавила она.
Почему так происходит?
За вывоз мусора в регионе отвечает «Центр экологической безопасности». В качестве компании-подрядчика, которая занимается транспортировкой твердых коммунальных отходов, с 1 января 2023 года выступает «Еврологистик».
Аукцион на право заключения договоров на оказание услуг по транспортировке ТКО в Белгородской области был объявлен в октябре 2022 года. Единственным допущенным до него участником стала компания «Еврологистик». Однако фирма «Экотранс», которая занималась вывозом мусора в регионе до 2022 года, с таким решением не согласилась и вместе с другими не допущенными до торгов конкурентами, «Бел-Вейст» и «СР-Дортех», направила жалобу в ФАС. Служба тогда постановила отменить результаты аукционов и назначить новые торги. ЦЭБ объявлять новый аукцион не стал, но обновил документацию в закупках. Единственной заявленной компанией в них снова оказалась «Еврологистик». С ней ЦЭБ и подписал шесть контрактов, которые действуют до 31 мая 2028 года.
«Еврологистик» принадлежит местному бизнесмену Алексею Грищенко, руководит компанией с марта 2023 года Александр Верзун, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Последний — бывший чиновник, с 2013-го по 2017 год мужчина возглавлял Грайворонский район, а затем перешел на работу в «Агро Белогорье». Летом 2018 года Верзуна обвинили в получении взяток за покровительство местной компании «Малоэтажное жилищное строительство» («МЖСтрой») при выполнении муниципальных контрактов. В ходе разбирательств статью переквалифицировали в злоупотребление полномочиями на госслужбе. Чиновник признал вину и был приговорен к штрафу в 300 тысяч рублей в феврале 2019 года.
Александр Верзун в августе 2023 года называл одной из главных проблем компании выход спецтехники из строя. Daily Storm поговорил с двумя водителями мусоровозов «Еврологистик»: один на данный момент работает в компании, а другой уволился в январе. Несмотря на то что их мнения о работе в «Еврологистик» разошлись, оба сотрудника признали, что машины подрядчика часто ломаются. Из-за нехватки мусоровозов работники перевозят отходы намного медленнее.
«Машины часто ломаются, потому что люди несут все: кирпичи, бревна. А она рассчитана на пакетики, такие грузы они не могут вывозить. Но люди тащат все. Даже бревна со строительными веревками! Машинам год всего лишь, а у них уже метал стерся. Их чинят, конечно, но долго. Не хватает людей все равно. Никто не хочет работать с мусором. Там просто горы, нужно пахать, чтобы все вывезти», — рассказал Daily Storm водитель Алексей (имя изменено по просьбе собеседника).
По его словам, работа шофером мусоровоза сейчас — одна из наиболее опасных в приграничном районе. Не все сотрудники знают, как нужно вести себя во время обстрелов. А некоторых руководство отправляет в горячие точки без предупреждения, рассказал Алексей.
«Мы с напарником были первыми, кто поехал в Шебекино. И в первый же выезд рядом с нами было три взрыва. Меня даже не спросили, согласен я ехать в Шебекино и Новую Таволжанку, которую с минометов обстреливают. Из-за этого и уволился. Горы мусора там — ужас! За 30 тысяч рублей я так работать не захотел. Мы когда там были в первый раз, парень-дворник подошел и показал две площадки. И тут начался обстрел — он убежал, а нам куда бежать? Мы же с машиной! Покатались, чтоб на месте не стоять, и уехали. Слава богу, все обошлось. Проблема в том, что машины со спутника видят ВСУ и стреляют метко. В феврале попали в одну», — поделился мужчина.
Местные жители, недовольные редким вывозом контейнеров с отходами, зачастую срывают злость на водителях мусоровозов.
«Работаешь как ишак, а женщина какая-нибудь подойдет и скажет, что мы плохо убираем. Было такое: губернатору бабушка позвонила, пожаловалась на невывоз. Мы поехали к ней, а там даже полбака нет. А она звонит и истерит, хотя у нас в других местах работы море. Мы бы за время, которое ехали к ней, уже полгорода убрали. Машины гоняют по таким жалующимся, снимают с маршрута. А за переработку никто не платит. Поэтому обстановку, можно сказать, нагнетают. Ко всем приедут и уберут, просто нужно подождать», — поделился сотрудник «Еврологистик».
Однако его коллега Виктор считает иначе: по его мнению, белгородцы понимают обстановку, в которой приходится работать водителям, и относятся к профессии с уважением.
«Я уже в этой организации работаю три года. Работа очень хорошая. Ее ценят и наши сотрудники, и окружающие люди. Благодарят, когда видят, что мы приезжаем, вывозим. От этого получаешь положительный заряд, работаешь дальше. Работу свою водители любят, говорю от сердца и души это. Те, кто остался работать в такой обстановке, выходят и трудятся, обстрелы или не обстрелы. Мы же работаем, это наша обязанность», — рассказал Виктор.
Он подтвердил, что на работу компании сильно влияет состояние мусоровозов, а точнее частые поломки грузовиков.
«Мусор не вывозится, потому что машины просто тупо не ремонтируются. Вот и все. На них невозможно работать, они для этого уже непригодны. Техника ломается, а делать ее никто не делает. Из-за этого и весь коллапс. Водителей у нас вполне себе достаточно, вопрос не в них. В машинах скорее. Поэтому у нас уже, если так можно сказать, накипело очень сильно», — считает водитель.
Как он считает, работники «Еврологистик» и других фирм, которые занимаются перевозками, уже привыкли к обстрелам и не боятся их.
«Обстрелы уже как в крови, это признают уже все. На это просто внимания не обращаешь, скажем так. Все идет по плану, если кратко говорить. Волнение иногда есть, но тут уже судьба решит, что с тобой случится. Мы слышим, как бахают, стараемся пережидать это и дальше работать. От нас ничего в таких ситуациях особо-то и не зависит», — поделился он.
Механик сервиса, где обслуживается один из сломанных КАМАЗов «Еврологистик», рассказал Daily Storm, что чинить грузовики сейчас — сложная задача. Всему виной санкции, отметил собеседник издания.
«У меня стоит всего одна машина, которую никак не могут отремонтировать по причине того, что отсутствуют запасные части. Запасных частей нет на заводе. Детали не поставляются в связи с санкциями. Мы на завод отправили письмо, они на данный момент ищут возможность достать их. И рассматривается совместно с научно-техническим центром возможность замены вышедших из строя деталей на другие, которые есть на данный момент и которые производят. Но это вопрос небыстрый точно», — рассказал сотрудник «Автограда» Андрей.
На своей официальной странице в одной из соцсетей представители ЦЭБа сообщали, что по состоянию на 30 января 2023 года на ежедневном рейсе по транспортированию ТКО в Белгородской области работают в среднем 235 единиц спецтехники. Из них 118 автомобилей «Еврологистик» приобрел в декабре 2022 года.
Министр ЖКХ региона Алексей Ботвиньев 22 июля заявил, что 48 мусоровозов подрядчика находятся на ремонте. 12 из них стоят на длительном обслуживании, четыре должны быть готовы к концу текущей недели.
Что делают власти?
В администрациях самых проблемных районов, где зафиксировали наибольшее количество жалоб от местных жителей, помогают «Еврологистик» мусоровозами. Об этом на оперативном заседании правительства рассказал министр ЖКХ региона Алексей Ботвиньев. Так, власти Шебекинского городского округа выделяют от одного до пяти мусоровозов подрядчику, а от Белгорода компания получает от пяти до 13 автомобилей.
Кроме того, власти Белгородской области попросили сервисы по ремонту грузовиков в приоритетном порядке обслуживать коммунальную спецтехнику.
Губернатор региона Вячеслав Гладков признавал проблему с вывозом ТКО еще в июне. Он назвал работу подрядчика отвратительной и неоднократно поднимал этот вопрос на заседаниях правительства. 22 июля он также критиковал «Еврологистик» и поручил министру ЖКХ по региону уменьшить количество жалоб от жителей в два раза до 28 июля. Он обещал уделить отдельное внимание проблеме на следующем заседании правительства.
«Конечно же, подрядчика нужно менять, нужно заниматься тарифами, полигонами, много других вопросов. Но нужно, безусловно, заниматься контролем за текущей обстановкой, там, где мусор не вывозят, принимать срочные меры», — заявил глава региона 22 июля.
Он также сообщил, что в ближайшее время власти представят план по борьбе с мусорным коллапсом в Белгородской области.
В прокуратуре региона 17 июля рассказали местным СМИ, что с марта 2024 года и ЦЭБ, и «Еврологистик» неоднократно проверяли правоохранители на соблюдение закона об обращении с отходами. По итогам проверок прокуратура выписала компании-подрядчику штраф в размере 100 тысяч рублей, должностным лицам «Еврологистик» придется заплатить по 25 тысяч рублей. ЦЭБ также привлекли к ответственности на сумму в 350 тысяч рублей, а должностные лица оттуда заплатят по 10 тысяч рублей.
]]>