Какие районы могут появиться в Ростове на Западной хорде
Первый этап Западной хорды, объездной дороги Ростова, будет сдан уже в сентябре. Четырехполосная трасса длиной 4,7 километра уже вплотную подбирается к жилой застройке и дает выход к ранее не освоенным участкам города. В перспективе здесь появится крупный микрорайон. Проект настолько важен, что финансирование инфраструктуры готова взять на себя госкомпания "Дом.рф".
Напомним, первый этап Западной хорды пройдет от автодороги А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до улицы Пескова в Ростове. В 2025 году трасса перемахнет через реку Мертвый Донец в районе ее впадения в Дон, протянется вдоль Кумженской рощи (она лишится семи процентов деревьев) и выйдет на Западный мост. Так вокруг Ростова замкнется дорожное кольцо - главный транспортный проект донской столицы.
В Западном жилом массиве магистраль пройдет по границе с постоянно застраиваемым микрорайоном Левенцовка, где впервые в постсоветское время пустят скоростной трамвай. Однако дальше, после промзоны, настоящая терра инкогнита: земля на правом берегу реки Мертвый Донец раньше была отведена под пруды и разведение рыбы. Пруды давно превратились в степные заросли. Поскольку город уже вплотную подступил сюда, власти задумались о дальнейшем использовании земли.
Завершение строительства Западной хорды создаст перспективу для строительства здесь не менее трех жилых микрорайонов. На июньском Петербургском международном экономическом форуме губернатор Ростовской области Василий Голубев отмечал, что с завершением строительства поменяется транспортная ситуация в городе: из него окончательно уйдет транзитный транспорт.
Также стало известно, что "Дом.рф" готов вложить в завершение строительства Западной хорды Ростова семь миллиардов рублей (при общей стоимости проекта около 20 миллиардов). Окончательное решение будет принято в ближайшее время. По словам главы госкомпании Виталия Мутко, это сложный проект, который финансируется из кредитных и бюджетных средств. Заемщиком будут компании "Регион" и "Автодор". Они же выступят заказчиками этой дороги, отметил Виталий Мутко.
Пока известно лишь об одном районе рядом с Западной хордой, Кумженском. ЖК "Кумженский" планируют построить на землях бывшего прудового хозяйства на площади почти 840 гектаров. Он расположится в границах реки Мертвый Донец, Кумженской рощи и трассы на Колузаево.
На первом этапе построят дома на два миллиона квадратных метров, на втором - еще на миллион. В итоге в новом микрорайоне смогут проживать более 87 тысяч человек. Здесь планируется возвести восемь школ, каждую на 1500 учащихся, и 20 детских садов.
Официально о том, кто будет застраивать эту местность, не сообщалось. Но в апреле нынешнего года одна из крупных московских строительных групп анонсировала возведение в Железнодорожном районе Ростова нового микрорайона. По данным СМИ и экспертов в области недвижимости, речь идет именно об участке рядом с Кумженской рощей: площади и параметры будущей застройки совпадают.
Конечно, далеко не все воспринимают этот проект позитивно. Архитектор Сергей Трухачев, директор Южного градостроительного центра, утверждает, что подобные проекты изменяют уже сформировавшуюся архитектуру города и создают транспортный коллапс на окраинах, как это произошло, например, с микрорайоном Суворовским в северной его части. Власти, признав ошибку, связанную с отсутствием дорог, вынуждены были "резать по живому": выкупать свыше 140 участков с домами у местных жителей, чтобы расширить идущую в микрорайон дорогу. Однако и это не решит все проблемы Суворовского, предстоит строить еще много дорог.
- Мы проводим эксперимент с ЖК "Левобережный" в месте поймы, за которым еще два участка приготовлены для строительства. Создаем искусственные поселочки с 25-этажными домами. Районы города получаются не взаимосвязаны. Это заведомо порочная городская среда, оторванная от города, - говорит Сергей Трухачев. - Да и зачем столько жилья? У нас колоссальный задел на месте старого аэропорта (420 гектаров). Для сравнения: он занимает примерно 80 процентов площади Северного жилого массива, на застройку которого ушло порядка 30 лет.
Другие опасения касаются сложного грунта, ведь ранее эта местность была под водой. Она и сегодня может затапливаться.
По словам управляющего партнера АН "Парус" Максима Хмеля, это "непростая площадка".
- Там возможно только комплексное освоение, нужно строить всю инженерную и социальную инфраструктуру. Транспортная доступность - это пока единственный решаемый вопрос. Интересно, кто решит оставшиеся? - вопрошает Максим Хмель.
Между тем
Альтернативным объездом платного участка Западной хорды в Ростове станут улицы Всесоюзная и Малиновского. Предположительно, платный проезд будет по второму участку Западной хорды. Его стоимость составит от 150 до 850 рублей в зависимости от типа транспорта.
Будущая автодорога избавит донскую столицу от транзитного транспорта, обеспечит удобные въезды и выезды в различных направлениях, уменьшит пробки, а также благоприятно повлияет на экологическую и экономическую обстановку. Трафик Западной хорды уже в 2025 году может составить 22 тысячи автомобилей в сутки, к 2035 году - 30 тысяч.