Войти в почту

Ночные стражи Мелитополя. Как журналист ТАСС вместе с военной полицией охранял сон горожан

По следам огня

Ночные стражи Мелитополя. Как журналист ТАСС вместе с военной полицией охранял сон горожан
© ТАСС

Яркий свет, похожий на сигнальную ракету, беззвучно разрывает ночное небо. В тишине комендантского часа светящийся шар смотрится неуместно. И вот раздается громкий взрыв, спугнувший птиц на деревьях.

— Взрыв в той стороне, — показывая влево, говорит водитель, сотрудник военной полиции с позывным Кудя.

Он включает проблесковые маячки и сирену, а на перекрестках — специальную "крякалку", которая заставляет других водителей остановиться или прижаться к бордюрам. УАЗ Patriot летит по освещенным улицам Мелитополя в сторону одного из блокпостов на выезде из города. Полицейским нужно понять, куда ушла ракета, есть ли "прилет", и, если он был, оценить последствия. Проходит несколько минут, и джип уже на блокпосте, водитель на всякий случай выключает "люстру".

— Видели траекторию, но "прилета" не было, — говорит один из военнослужащих. Длительный визуальный обзор результата не дает: ни огня, ни дыма. Спустя пару минут из рации раздается: "Четыре БПЛА (беспилотники — прим. ТАСС), все сбиты ПВО". Можно возвращаться на улицы Мелитополя и продолжать патрулирование.

"Мы — не карательный орган"

— Маршрутов несколько, они постоянно меняются, чтобы у нарушителей не было возможности просчитать, где мы будем ехать, — рассказывает сотрудник военной полиции с позывным Макс, пока автомобиль возвращается на улицы города. На одном из перекрестков стоит новый бронеавтомобиль "Ахмат", по всем сторонам — сотрудники военной полиции.

— Ежедневно с одиннадцати вечера до пяти утра мы стоим на перекрестках с наиболее интенсивным движением, досматриваем автомобили, которые передвигаются ночью. На территории Запорожской области введены пропуска трех категорий, из которых два позволяют передвигаться в ночное время суток. В случае, если у владельца авто нет соответствующего пропуска, мы вызываем сотрудников МВД, которые принимают процессуальное решение, — объясняет сотрудник военной полиции.

Автомобилей ночью не много. Сотрудники военной полиции проверяют документы, досматривают салон и багажник.

За "Ахматом" стоит "пятнашка" — ВАЗ-2115 с местными номерами. Рядом молодой мужчина.

— Мужики, выручайте, бензин кончился, можете дотащить до заправки? — обращается он.

— Дотащить — не выйдет. У меня литров пять в канистре есть, пойдет? — спрашивает Кудя. Парень энергично кивает, и уже через несколько минут ВАЗ растворяется в ночной тишине. — А что с ним делать? Задерживать? По сути, он просто попал в сложную ситуацию, а значит — надо ему помочь. Мы же не карательный орган.

— С одиннадцати до часа ночи самое напряженное время, — рассказывает сотрудник с позывным Макс. — Потом до утра обычно спокойно. Но день на день не приходится, и в субботу или пятницу нарушителей столько же, сколько в понедельник или вторник.

Ночной дозор

С нарушителями в эту ночь что-то не клеится: город пуст. Тишина такая, что слышно, как сорванный ветром лист падает на асфальт.

— Люди уже привыкли к тому, что действует комендантский час, поэтому и нарушителей нет. Бывает, конечно, что задержатся в гостях и пытаются перебежками домой попасть. Мы проверяем документы, оцениваем ситуацию, если все в порядке, то помогаем гражданам вернуться по месту регистрации, — делится Кудя.

Сотрудники военной полиции не отрицают, что бывают разные случаи. Попадались и граждане, которые пытались выразить в нецензурной форме свой протест по факту задержания. С такими разговор короткий — вызывается полиция, и именно сотрудники МВД решают дальнейшую судьбу нарушителей.

Уже почти два часа ночи — начинается затишье. Но это не значит, что работа закончена, — патрулировать все равно нужно.

— Я здесь с 2022 года… Честно говоря, самое сложное — это находиться в отрыве от дома. Но нас ждут, это придает сил. Любимая жена, дети… Но мы волей и характером сильны, так что задачу выполним, — говорит сотрудник военной полиции. — Я так скажу, я считаю героями всех, кто поехал в зону специальной военной операции. Неважно, гражданский это человек, волонтер, военный, — каждый герой.

В УАЗе становится тихо, слышен только звук двигателя. Каждый задумался о своем. Еще три часа, и можно будет отдохнуть, чтобы через сутки вновь выйти на патрулирование. Казалось бы, "день сурка", но именно благодаря этим ребятам на улицах городов Запорожской области тихо и спокойно.

Владислав Сергиенко