Volvo XC90 неоднократно спасала шведский бренд от банкротства
Volvo XC90 — среднеразмерный внедорожник, благодаря которому компания Volvo всё ещё существует в автомобильной промышленности. Шведский бренд не раз оказывался если не на грани краха, то, по крайней мере, пыталась сохранить актуальность и конкурентоспособность в условиях смены владельцев и постоянно меняющейся автомобильной индустрии. Благодаря разработке своего флагманского внедорожника, Volvo удалось дважды резко увеличить продажи.
Идея создания модели
Сейчас это трудно представить, но в конце 1990-х годов было время, когда будущее Volvo как автопроизводителя было под вопросом. В 1999 году руководство Volvo Group приняло решение о продаже своего производственного бизнеса, чтобы сосредоточиться на коммерческих автомобилях. С этого момента бренд был фактически разделён на две части. Компания Volvo Group занималась производством автобусов, грузовиков и строительной техники. А автопроизводитель Volvo Cars был продан Ford за 6,45 млрд долларов.
Под руководством «Форда» компания Volvo быстро расширила свой модельный ряд. В 2000 году были представлены Volvo S60, V70 и внедорожный вариант универсала V70 — XC70. В Европе продажи Volvo неуклонно снижались из года в год с 2001 по 2004 гг. Причём в 2004 году произошло значительное падение почти на 40% до 88 010 машин против 144 182 в предыдущем году.
Volvo отказалась от участия в автоспорте, который был одной из её основных маркетинговых стратегий. Volvo славилась репутацией производителя, который создаёт безопасные, но безвкусные машины. Как оказалось, пополнение модельного ряда дополнительными моделями было не самой эффективной стратегией для привлечения людей к автопроизводителю.
Когда в мировом автопроме появился тренд на внедорожники, у Volvo возникла идея создать свою версию безопасного SUV, чтобы дать бренду шанс остаться на плаву и сохранить при этом репутацию безопасного автомобиля. Volvo XC90 первого поколения появился в 2002 году.
Livan S6 Pro: чем хорош китаец с корнями Volvo
Первое поколение
В 2003 году XC90 завоевал несколько престижных наград, а продажи первого поколения XC90 в Европе начались весьма успешно: в 2002 году было продано 1 143 экземпляра, а в 2003 году — уже 17 587 экземпляров. Ещё один всплеск продаж случился после заявления популярного телеведущего Джереми Кларксона, который купил пять автомобилей Volvo XC90, потому что он не видел на рынке другого премиального внедорожника, который бы так хорошо справлялся со многими задачами.
Затем в 2004 и 2005 годах продажи снова выросли. Во многом это было связано с появлением 4,4-литрового двигателя Yamaha V8, который был добавлен в модель 2005 года. Добавив восьмицилиндровый двигатель, Volvo удалось сократить время разгона на несколько секунд. Этот двигатель и сама модель XC90 помогли Volvo пережить период слабых продаж и культурной неактуальности.
Volvo признала: новый EX90 доставят покупателям в недоделанном виде
Секрет успеха в расчёте на семейных водителей
Начало 2000-х годов было переходным периодом, когда водители массово отказывались от седанов и купе в пользу внедорожников. Безопасность, которую обещал Volvo XC90, делала его идеальным семейным автомобилем. Это был первый автомобиль, оснащённый системой контроля устойчивости при опрокидывании, чтобы справиться с естественной склонностью внедорожника к переворачиванию. XC90 был безопасным, практичным и универсальным автомобилем для своих размеров. При этом он был тяжёлым, неповоротливым и не особо увлекательным в управлении. Но это не имело значения, потому что это был единственный семиместный премиальный внедорожник, который, казалось, был разработан человеком, у которого, действительно, были дети. Третий ряд был просторным, а в багажнике оставалось достаточно места, чтобы вместить недельный запас продуктов для большой семьи. Такое не под силу ни одному Land Rover.
Volvo XC90 стал доказательством того, что от автомобиля можно получить всё: просторный и комфортабельный салон, манёвренную управляемость и мощный двигатель V8 в одном из самых безопасных автомобилей по достойной цене среднего класса. В начале 2000-х гг. внедорожник стоит 46 080 долларов, с учётом инфляции сейчас это равнозначно примерно 75 916 долларов. Это нынешняя цена Audi e-tron.
Volvo будет уведомлять водителей о предстоящих авариях
Повторение успеха со вторым поколением модели
С 2008 года продажи Volvo снова демонстрировали резкое падение. Если в 2005 году только в США было продано почти 36 тыс. единиц XC90, то в 2014 году их было чуть менее 4 тыс. штук. Под руководством «Форда» Volvo слишком сильно растрачивала свои силы. Второе поколение XC90 к этому моменту уже давно требовалось, а модели первого поколения уже выглядели сомнительно на переполненном рынке внедорожников.
Для выхода новой модели на рынок потребовалось бы несколько лет, а Volvo не могла ничего сделать, кроме как наблюдать за тем, как сокращаются продажи. В итоге в 2011 году Ford продал Volvo китайскому автопроизводителю Geely. Китайская компания могла бы сократить расходы, но вместо этого она позволила Volvo делать то, что у них получается лучше всего. Результатом такого притока денег стал XC90 второго поколения.
Подобно тому как XC90 первого поколения вытащил Volvo из огня в начале 2000-х годов, второе поколение должно было сделать то же самое в середине 2010-х. Новый XC90 был построен на совершенно новой платформе Volvo Scalable Product Architecture, которая обеспечивала высокую прочность при относительно небольшом весе в надежде улучшить топливную экономичность предыдущего XC90. В 2016 году Volvo XC90 получил новый 2,0-литровый двигатель, который в базовой турбированной версии выдавал 250 л.с., а в плагин-гибридной модели T8 мог достигать 455 сил. Как и XC90 первого поколения, второе поколение было универсальным и способным семейным автомобилем. Результатом стали подскочившие в два раза за год продажи.
Как и XC90 первого поколения, это был удивительно безопасный внедорожник. Многие из передовых систем ADAS, которые мы знаем сегодня, появились именно в XC90. В 2024 году автомобиль получил высший рейтинг безопасности Top Safety Pick+ от IIHS.
Последним значительным изменением Volvo XC90 был фейслифтинг 2020 модельного года, который придал передней части новый элегантный вид, но оставил сам внедорожник практически нетронутым, за исключением смены комплектаций и отделки. В итоге XC90 остаётся удивительно актуальным спустя столько лет после своего возрождения.