Перспективы российской ИТ платформы управления транспортом на международной арене

В Москве завершил свою работу Международный муниципальный форум стран БРИКС. От делового сообщества Екатеринбурга в работе форума принял участие сопредседатель свердловского регионального отделения «Деловой России» Александр Кошкин. Он отметил, что данная площадка – прекрасная возможность для выстраивания горизонтальных связей, обмена опытом и презентации инновационных разработок.

«Огромное внимание на форуме было уделено роли цифровых технологий в развитии регионов и агломераций. Отдельная сессия была посвящена цифровым инновациям в транспортной отрасли. Можно сказать, что Свердловская область не отстает от современных тенденций развития мегаполисов и агломераций. Примером тому может служить первый в России проект межмуниципальной линии «Верхнепышминский трамвай», где курсируют низкопольные трамваи «Львенок» и успешно применяются новые технологии – бескондукторная оплата проезда, мобильное приложение для пассажиров. Благодаря этому проекту в городе Верхняя Пышма построено и действует новое цифровое депо. О том, насколько востребован проект у наших земляков можно судить всего лишь по одной цифре: на 65% вырос пассажиропоток за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Такой отклик от пассажиров имеет большое значение. Ранее, на Петербургском международном экономическом форуме, председатель ВЭБа Игорь Шувалов отметил закономерность, что обновленная трамвайная сеть буквально «перезапускает» городскую жизнь, происходят благоприятные экономические и социальные эффекты. Вот для этого мы и работаем, чтобы жители замечали положительные перемены и чувствовали повышение комфорта и удобства в своих ежедневных поездках. И в этом большую роль играют цифровые технологии, разработанные для сферы общественного транспорта», – сказал Александр Кошкин.

Цифровое управление

Эксперт считает, что российским компаниям есть что предложить своим партнерам в странах БРИКС из сферы ИТ-технологий для управления городской мобильностью. Например, инвестор и оператор в области развития городского общественного транспорта в субъектах РФ – компания «Группа Мовиста» в своих проектах внедряет передовые ИТ-решения. Группой реализована цифровая платформа по управлению общественным транспортом, которая является полностью импортозамещенной и базируется на программном обеспечении отечественной разработки. Сейчас в контуре данной платформы 10 модулей, которые в различной конфигурации работают в 40 регионах России.

«Управление перевозками – это, в первую очередь, скорость обеспечения технологических процессов, сбор данных, их обработка и аналитика и, соответственно, скорость принятия и приведение в действие управленческих решений. В современных условиях это возможно только с использованием цифровых технологий. Аналитические сервисы платформы работают с большим количеством данных о состоянии пассажирских перевозок. Пассажирооборот и наполняемость салона, транспортная работа на маршрутах, билетная выручка и многое другое – все эти данные «упакованы» в понятную и четкую форму. При внедрении платформы не требуется дополнительного оснащения транспортных средств: поддерживаются практически все существующие модели аппаратуры спутниковой навигации и протоколы передачи телематических данных», – подчеркивает Александр Кошкин.

При помощи цифровой платформы города и регионы могут строить оптимальную маршрутную сеть, создавать четкое расписание и осуществлять контроль за его выполнением, настраивать прозрачность финансовых потоков перевозчиков. По словам Александра Кошкина все это позволяет говорить о том, что данная ИТ-разработка обладает высоким экспортным потенциалом.

«Цифровая платформа является универсальным инструментом, который может быть адаптирован под любой объем транспортной работы и вид общественного транспорта. Это отмечал еще несколько лет назад Михаил Мишустин, ознакомившись с результатами применения ИТ-разработки в Тверской области, он сказал, что сервис «достоен подражания и масштабирования в рамках страны». Сейчас мы можем говорить о том, что применение платформы может выйти за пределы России. В частности, сейчас «Группой Мовиста» ведется работа по подготовке к внедрению системы во Вьетнаме и Кыргызстане», – объяснил эксперт.

Этим летом современный низкопольный трамвай «Львёнок» был представлен на Международной выставке ИННОПРОМ. ИА «Уральский меридиан» писало, что сейчас на уникальном маршруте Верхняя Пышма – Екатеринбург ездят более 6 тысяч пассажиров в сутки. В будущем пассажиропоток хотят увеличить до 200 тысяч в месяц.