"Росавтодор" — регионам: остатки денег на цифровизацию дорог уйдут лучшим
"Росавтодор" недоволен низким уровнем освоения федеральных денег на внедрение ИТС
Регионы не успевают своевременно расходовать федеральные трансферты на 3,15 млрд рублей, выделенные на внедрение интеллектуальных транспортных систем в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". К 1 сентября кассовое исполнение проектов цифровизации дорог в стране составило 36,9% против ожидаемых 50%, заявил замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта агентства "Росавтодор" Денис Кирюхин. К отстающим применят санкции — отберут неосвоенные остатки и передадут преуспевающим. Татарстан не значится ни среди "передовиков" со 100%-ной контрактацией, ни среди отстающих. Тем временем Казань, не получившая дотаций "Росавтодора", самостоятельно пробует переходить на отечественную платформу ИТС. Подробнее — в материале "Реального времени".
Татарстан — в середнячках по цифровизации дорог
Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" недовольно медленными темпами цифровизации федеральных и региональных дорог, под которую в этом году выделен специальный "опцион" из федерального бюджета. 56 субъектов России подписали соглашения на оснащение дорог интеллектуально-транспортными системами (ИТС) в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги", получив в совокупности 3,15 млрд рублей.
Однако кассовое исполнение подрядных работ в регионах сильно отстает. К 1 сентября израсходовано лишь 36,9% выделенной суммы, или 1,16 млрд рублей. Что тормозит внедрение ИТС, разбирали сегодня на заседании рабочей группы по ИТС ФДА "Росавтодор" с участием представителей регионов, собравшихся в рамках Международного форума Kazan Digital Week 2024.
К началу сентября регионы успели заключить контракты на 2,7 млрд рублей, или на 88% от выделенной суммы, сообщил на заседании замначальника управления регионального развития "Росавтодора" Денис Кирюхин. Причем конкурсы по отбору подрядчиков по оснащению дорог ИТС провели не все — только 48 из 56 подписавшихся субъектов. Восемь регионов, похоже, либо просто "забанили", либо не успели завершить конкурсные процедуры. По крайней мере, они значатся в "оранжевом" списке регионов, не имеющих 100%-ной контрактации, а значит, не все подрядчики успели приступить к цифровизации дорог. В список попали Кемеровская, Томская, Вологодская области и др. Причем первые два региона сорвали исполнение госконтрактов по итогам 2023 года, поэтому там наблюдаются системные проблемы, добавил Денис Кирюхин. К слову, ни одного региона ПФО среди отстающих нет.
Еще 14 регионов завершают этот год со 100%-ной контрактацией, заключив договоры со всеми подрядчиками ИТС. "Росавтодор" включил их в "зеленый" список, следовало из слайдов ведомства. На верхних строчках значились Нижегородская область, Пермский край, Архангельская область, Белгородская область, Липецкая область и другие.
Интересно, что Татарстана не оказалось ни в "оранжевом", ни в "зеленом" списке. Видимо, он находится в списке середнячков. Позже замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин сообщил "Реальному времени", что "работы по ИТС идут по графику", но отказался раскрыть информацию о сумме федеральных трансфертов и их целевом использовании на дорогах республики.
"Выставляйте претензии — расторгайте контракт"
— Кассовое исполнение в 36,9% — не очень хорошая цифра. Хотелось бы перешагнуть за 50% к сентябрю, — прокомментировал итоги Денис Кирюхин.
Он считает, что низкий уровень исполнения госконтрактов связан с плохой работой подрядчиков в регионах. Ведь в их руках находится 78 госконтрактов на 2,7 млрд рублей.
— Мое видение — здесь не совсем хорошая работа с подрядчиками, — отметил он.
И порекомендовал идти на крайние меры: "Если видите, что деньги не осваивают, выставляйте претензии, расторгайте контракт". По его словам, 44-ФЗ о госзакупках дает немало инструментов, чтобы понудить подрядчика работать в графике и сдавать работы в срок.
Почему сроки срываются? По мнению Кирюхина, трудности возникают при согласовании в регионах технического задания с местными министерствами цифрового развития.
— Часто спрашиваю, как дела, а мне отвечают — не можем согласовать ТЗ с Минцифрой. Дорожники вечно спорят с цифровиками, воюют дорожники с цифровизацией и муниципалитетом, — попенял он.
По этой причине "Росавтодор" не смог закончить год со 100%-ным исполнением программ ИТС, его подвели два региона. Те в последние дни декабря сообщили о невозможности отчитаться от 100%-ном расходовании выделенных трансфертов.
1 сентября — ИТС-дедлайн для дорожников
В ответ "Росавтодор" решил ужесточить условия предоставления трансфертов. По словам Дениса Кирюхина, к 1 сентября ведомство будет проводить ревизию израсходованных средств, после чего остатки будут изыматься и передаваться другим регионам, опережающим в оснащении ИТС.
— Остатки контрактации — системная проблема. В прошлом году собирались, говорили на эту тему. Но теперь нам надоело, что не контрактуетесь. Из-за этого другие регионы не могут достичь первого уровня зрелости, — сокрушался он.
В будущем году в соглашение с регионами будет включен пункт о том, что субъект обязан провести контрактацию до 1 сентября.
— У тех, кто не успевает, отзываем трансферты. Сейчас собираем информацию, формируем проект распоряжения правительства РФ и будем предлагать правительству перенаправить деньги тем, кто может освоить и опережающими темпами достигнет первого уровня зрелости, — сообщил Денис Кирюхин.
Впрочем, региональные власти предупреждались об изъятиях еще в начале года.
— Никаких обид тут быть не должно. Предупреждение было разослано 1 апреля, — сообщил Кирюхин. — Сейчас формируем остатки, найдем те субъекты, которые могут опережающими темпами, и перечислим им деньги, — предупредил он.
Добавим, что в будущем году регионы получат на ИТС снова около 3 млрд рублей, но с 2026 года закладывается увеличение до 8 млрд рублей. Вообще, трансферты на цифровизацию дорог стали выделять с 2019 года, и за пять лет было освоено 100 млрд рублей. Что было сделано в Татарстане, не сообщалось. Обычно с помощью федерального финансирования в регионах устанавливают информационно-навигационные системы по отслеживанию общественного транспорта, умные светофоры с детекторами для анализа интенсивности трафика, позволяющие обеспечить оптимальный режим пересечения перекрестков и уменьшить заторы. Регионам присваивают три категории зрелости — первую, вторую и третью. Татарстан находится в первой стадии зрелости.
Как считать пользу от ИТС?
Регионы самостоятельно определяют архитектуру ИТС, функционал и платформу, поэтому они разношерстные. На этот раз руководство "Росавтодора" презентовало проект эффективности ИТС, чему должны соответствовать системы в регионах. Выбрали три критерия оценки эффективности. Первый — это степень автоматизации нештатных событий и дорожных инцидентов, время устранения нештатных событий, безотказность работы ИТС. Второй — "социальный", то есть система должна отслеживать соблюдение общественным транспортом расписания движения техники. Третий — общественный — чтобы учитывать общественное мнение.
В качестве образцовой модели ИТС был представлен опыт Тюмени по управлению транспортными потоками. Как сообщил директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов, в ней в режиме онлайн детектируется дефекты на дорогах, данные загружаются в информационную систему. Тут же создается инцидент, выстраивается маршрутизация, которая настроена на проблемный участок дороги. Если тут гарантийный случай, то подрядчик должен в течение нескольких дней выехать и устранить.
— Все направлено на проактивный режим для отработки инцидентов, — сообщил Станислав Логинов.
Он признался, что внедрение проходило непросто.
— Когда мы создавали, то не знали, как участники будут реагировать на создание модулей. Сложно заставить работать без определенной мотивации. Тогда начали встраивать информационные системы в контракты подрядчиков, — рассказал он.
В результате область вышла на второй уровень зрелости.
Тем временем Казань пробует самостоятельно переходить на отечественную платформу ИТС. Муниципальные власти использовали федеральные трансферты на установку 15 умных светофоров с функцией фиксации, сообщил "Реальному времени" представитель городских властей. По его словам, казанская ИТС переводится на отечественную платформу, но ее функционал пока небольшой. Другая головная боль — киберзащищенность ИТС. Представитель компании "Касперский" Евгения Пономарева предупредила, что количество атак на автомобили растет.
Хакеры научились находить уязвимость в смартфоне владельца автотранспорта и способны даже свалить его "в кювет". Большинство атак совершается с использованием программ-вымогателей. В настоящее время "Росавтодор" и "Касперский" ищут способы защиты ИТС, сообщила она.