Войти в почту

"Росавтодор" — регионам: остатки денег на цифровизацию дорог уйдут лучшим

"Росавтодор" недоволен низким уровнем освоения федеральных денег на внедрение ИТС

"Росавтодор" — регионам: остатки денег на цифровизацию дорог уйдут лучшим
© Реальное время

Регионы не успевают своевременно расходовать федеральные трансферты на 3,15 млрд рублей, выделенные на внедрение интеллектуальных транспортных систем в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". К 1 сентября кассовое исполнение проектов цифровизации дорог в стране составило 36,9% против ожидаемых 50%, заявил замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта агентства "Росавтодор" Денис Кирюхин. К отстающим применят санкции — отберут неосвоенные остатки и передадут преуспевающим. Татарстан не значится ни среди "передовиков" со 100%-ной контрактацией, ни среди отстающих. Тем временем Казань, не получившая дотаций "Росавтодора", самостоятельно пробует переходить на отечественную платформу ИТС. Подробнее — в материале "Реального времени".

Татарстан — в середнячках по цифровизации дорог

Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" недовольно медленными темпами цифровизации федеральных и региональных дорог, под которую в этом году выделен специальный "опцион" из федерального бюджета. 56 субъектов России подписали соглашения на оснащение дорог интеллектуально-транспортными системами (ИТС) в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги", получив в совокупности 3,15 млрд рублей.

Однако кассовое исполнение подрядных работ в регионах сильно отстает. К 1 сентября израсходовано лишь 36,9% выделенной суммы, или 1,16 млрд рублей. Что тормозит внедрение ИТС, разбирали сегодня на заседании рабочей группы по ИТС ФДА "Росавтодор" с участием представителей регионов, собравшихся в рамках Международного форума Kazan Digital Week 2024.

К началу сентября регионы успели заключить контракты на 2,7 млрд рублей, или на 88% от выделенной суммы, сообщил на заседании замначальника управления регионального развития "Росавтодора" Денис Кирюхин. Причем конкурсы по отбору подрядчиков по оснащению дорог ИТС провели не все — только 48 из 56 подписавшихся субъектов. Восемь регионов, похоже, либо просто "забанили", либо не успели завершить конкурсные процедуры. По крайней мере, они значатся в "оранжевом" списке регионов, не имеющих 100%-ной контрактации, а значит, не все подрядчики успели приступить к цифровизации дорог. В список попали Кемеровская, Томская, Вологодская области и др. Причем первые два региона сорвали исполнение госконтрактов по итогам 2023 года, поэтому там наблюдаются системные проблемы, добавил Денис Кирюхин. К слову, ни одного региона ПФО среди отстающих нет.

Еще 14 регионов завершают этот год со 100%-ной контрактацией, заключив договоры со всеми подрядчиками ИТС. "Росавтодор" включил их в "зеленый" список, следовало из слайдов ведомства. На верхних строчках значились Нижегородская область, Пермский край, Архангельская область, Белгородская область, Липецкая область и другие.

Интересно, что Татарстана не оказалось ни в "оранжевом", ни в "зеленом" списке. Видимо, он находится в списке середнячков. Позже замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин сообщил "Реальному времени", что "работы по ИТС идут по графику", но отказался раскрыть информацию о сумме федеральных трансфертов и их целевом использовании на дорогах республики.

"Выставляйте претензии — расторгайте контракт"

— Кассовое исполнение в 36,9% — не очень хорошая цифра. Хотелось бы перешагнуть за 50% к сентябрю, — прокомментировал итоги Денис Кирюхин.

Он считает, что низкий уровень исполнения госконтрактов связан с плохой работой подрядчиков в регионах. Ведь в их руках находится 78 госконтрактов на 2,7 млрд рублей.

— Мое видение — здесь не совсем хорошая работа с подрядчиками, — отметил он.

И порекомендовал идти на крайние меры: "Если видите, что деньги не осваивают, выставляйте претензии, расторгайте контракт". По его словам, 44-ФЗ о госзакупках дает немало инструментов, чтобы понудить подрядчика работать в графике и сдавать работы в срок.

Почему сроки срываются? По мнению Кирюхина, трудности возникают при согласовании в регионах технического задания с местными министерствами цифрового развития.

— Часто спрашиваю, как дела, а мне отвечают — не можем согласовать ТЗ с Минцифрой. Дорожники вечно спорят с цифровиками, воюют дорожники с цифровизацией и муниципалитетом, — попенял он.

По этой причине "Росавтодор" не смог закончить год со 100%-ным исполнением программ ИТС, его подвели два региона. Те в последние дни декабря сообщили о невозможности отчитаться от 100%-ном расходовании выделенных трансфертов.

1 сентября — ИТС-дедлайн для дорожников

В ответ "Росавтодор" решил ужесточить условия предоставления трансфертов. По словам Дениса Кирюхина, к 1 сентября ведомство будет проводить ревизию израсходованных средств, после чего остатки будут изыматься и передаваться другим регионам, опережающим в оснащении ИТС.

— Остатки контрактации — системная проблема. В прошлом году собирались, говорили на эту тему. Но теперь нам надоело, что не контрактуетесь. Из-за этого другие регионы не могут достичь первого уровня зрелости, — сокрушался он.

В будущем году в соглашение с регионами будет включен пункт о том, что субъект обязан провести контрактацию до 1 сентября.

— У тех, кто не успевает, отзываем трансферты. Сейчас собираем информацию, формируем проект распоряжения правительства РФ и будем предлагать правительству перенаправить деньги тем, кто может освоить и опережающими темпами достигнет первого уровня зрелости, — сообщил Денис Кирюхин.

Впрочем, региональные власти предупреждались об изъятиях еще в начале года.

— Никаких обид тут быть не должно. Предупреждение было разослано 1 апреля, — сообщил Кирюхин. — Сейчас формируем остатки, найдем те субъекты, которые могут опережающими темпами, и перечислим им деньги, — предупредил он.

Добавим, что в будущем году регионы получат на ИТС снова около 3 млрд рублей, но с 2026 года закладывается увеличение до 8 млрд рублей. Вообще, трансферты на цифровизацию дорог стали выделять с 2019 года, и за пять лет было освоено 100 млрд рублей. Что было сделано в Татарстане, не сообщалось. Обычно с помощью федерального финансирования в регионах устанавливают информационно-навигационные системы по отслеживанию общественного транспорта, умные светофоры с детекторами для анализа интенсивности трафика, позволяющие обеспечить оптимальный режим пересечения перекрестков и уменьшить заторы. Регионам присваивают три категории зрелости — первую, вторую и третью. Татарстан находится в первой стадии зрелости.

Как считать пользу от ИТС?

Регионы самостоятельно определяют архитектуру ИТС, функционал и платформу, поэтому они разношерстные. На этот раз руководство "Росавтодора" презентовало проект эффективности ИТС, чему должны соответствовать системы в регионах. Выбрали три критерия оценки эффективности. Первый — это степень автоматизации нештатных событий и дорожных инцидентов, время устранения нештатных событий, безотказность работы ИТС. Второй — "социальный", то есть система должна отслеживать соблюдение общественным транспортом расписания движения техники. Третий — общественный — чтобы учитывать общественное мнение.

В качестве образцовой модели ИТС был представлен опыт Тюмени по управлению транспортными потоками. Как сообщил директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов, в ней в режиме онлайн детектируется дефекты на дорогах, данные загружаются в информационную систему. Тут же создается инцидент, выстраивается маршрутизация, которая настроена на проблемный участок дороги. Если тут гарантийный случай, то подрядчик должен в течение нескольких дней выехать и устранить.

— Все направлено на проактивный режим для отработки инцидентов, — сообщил Станислав Логинов.

Он признался, что внедрение проходило непросто.

— Когда мы создавали, то не знали, как участники будут реагировать на создание модулей. Сложно заставить работать без определенной мотивации. Тогда начали встраивать информационные системы в контракты подрядчиков, — рассказал он.

В результате область вышла на второй уровень зрелости.

Тем временем Казань пробует самостоятельно переходить на отечественную платформу ИТС. Муниципальные власти использовали федеральные трансферты на установку 15 умных светофоров с функцией фиксации, сообщил "Реальному времени" представитель городских властей. По его словам, казанская ИТС переводится на отечественную платформу, но ее функционал пока небольшой. Другая головная боль — киберзащищенность ИТС. Представитель компании "Касперский" Евгения Пономарева предупредила, что количество атак на автомобили растет.

Хакеры научились находить уязвимость в смартфоне владельца автотранспорта и способны даже свалить его "в кювет". Большинство атак совершается с использованием программ-вымогателей. В настоящее время "Росавтодор" и "Касперский" ищут способы защиты ИТС, сообщила она.