Войти в почту

Черным такси хотят дать зеленый свет

Все такси в регионах должны иметь свою специализированную окраску. В Петербурге, например, это белые машины с желтой полосой. Водители обязаны иметь лицензию, а машины — специальную страховку. Но многие эти правила обходят, в том числе и машины дорогого сегмента. Клиентам комфортнее перемещаться на люксовых авто черного цвета. Рынок им такую возможность предоставляет, найдя лазейки в законе.

Черным такси хотят дать зеленый свет
© Парламентская газета

Легализовать люксовых

В петербургском парламенте обсуждают идею легализовать машины повышенного класса комфортности в черном или ином темном цвете. Эту идею обсуждали на рабочей встрече председателя комиссии Заксобрания по транспорту Алексея Цивилева с представителями таксомоторного бизнеса. В региональном законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», принятом летом 2023 года по следам федерального, указано: «Цветовая гамма кузова легкового такси должна состоять из основного белого цвета, полосы желтого цвета, имеющей светоотражающие свойства, шириной от десяти до пятнадцати сантиметров, размещенной по всей длине боковых поверхностей кузова не ниже десяти сантиметров от нижних границ рамок боковых окон».

Но многие машины приезжают на заказы в других расцветках. Это происходит по двум причинам. Первая — закон не распространяется на ранее полученные лицензии таксистов, которые действуют пять лет. То есть те, кто до 1 сентября 2023 года успел оформить разрешение на перевозки, до 1 сентября 2028 года может не перекрашиваться. Вторая — хитрость, на которую пошли перевозчики, что не помешало им, правда, повысить тарифы на поездки, апеллируя к сложностям, которые создал новый закон. Они стали заключать договоры на так называемые перевозки по заказу, которые не имеют никаких ограничений по внешнему виду. По сути, отличие одно: такси работает на регулярной основе, а перевозка по заказу — разовая. Но бизнес, естественно, превратил это в систему. Напрямую это коснулось машин дорогого сегмента — бизнес-класса и выше. Ведь и сами клиенты, заказывая дорогой автомобиль, хотят получить не бело-желтую условную «Ладу», а такое авто, на котором не стыдно подъехать на важную встречу, светское мероприятие или в театр.

Сложности перевода

Алексей Цивилев рассказал о механизме контроля, о котором ему стало известно от водителей люксовых авто: «Один проверяющий заказывает машину и едет на ней. Другой проверяющий останавливает автомобиль для проверки документов. Выясняется, что водитель перевозит не знакомого и не просто разового клиента, а человека, который вызвал себе именно такси. Машину отправляют на штраф-стоянку и месяца два не отдают, пока водитель не оформит все документы должным образом», — пояснил парламентарий.

Калькуляторы средних заработков показывают, что в среднем в Москве водители бизнес-тарифа, выходя на линию на 8 часов в течение 22 дней в месяц, получают 280 тысяч рублей. В Петербурге в среднем такой водитель при схожей загрузке зарабатывает 250 тысяч в месяц. Так что простой в два месяца существенно бьет по карману как перевозчиков, так и водителей.

Поэтому в Заксобрании и обсудили идею легализовать машины «неправильного» цвета. А именно внести изменения в городской закон, закрепив за определенным классом таксомоторных перевозок темную расцветку.

Угодить или сэкономить

Под бизнес-класс по требованиям операторов подходят некоторые машины Audi, BMW, Mercedes-Benz, LiXiang, Hongqi, Zeekr 009. На уровне Elite предпочитают авто от Bentley и Rolls Royce. И неизменным требованием клиентов является темный цвет.

Если петербургские законодатели внесут такие изменения в закон, организаторы перевозок, с одной стороны, получат, что желают. Но с другой — серьезно проиграют на рынке. Ведь, организуя поездки по заказу, они не только угождают клиентам, но и серьезно экономят. А переход в разряд такси сделает страхование машины намного дороже, так как считается, что у них риск аварий выше. В среднем за такой полис придется переплатить примерно на 50 процентов. Еще одна неприятность: специальная отметка в истории автомобиля о том, что он использовался в такси. И если такую машину потом нужно будет продать, цена на нее будет сразу на треть ниже среднерыночной.

Алексей Цивилев считает, что все равно надо к этому идти: «По некоторым данным, у нас в городе половина перевозок проводится не как такси, а как поездка по заказу. Из-за этого городской бюджет недополучает налоги. Мое мнение — все должны работать честно как такси, если перевозят пассажиров. Причем не важно, пару раз в месяц или каждый день с утра до вечера».