Войти в почту

Главная магистраль: трасса позволит перераспределить транспортные потоки на новых территориях мегаполиса

Завершается строительство самой главной магистрали Новой Москвы, которая станет дублером юго-западной и южной части МКАД, — Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Ее длина по прямому ходу с учетом Внуковского шоссе составит 26,6 километра, а общая протяженность новых дорог с развязками — свыше 95 километров. С 2012 года правительство Москвы формирует дорожный каркас новых территорий города.

Главная магистраль: трасса позволит перераспределить транспортные потоки на новых территориях мегаполиса
© Вечерняя Москва

В 2011–2024 годах построили 1372,3 километра дорог, что составляет около 25 процентов существующей улично-дорожной сети. В столице возвели 437 тоннелей, эстакад и мостов — количество искусственных транспортных сооружений выросло на 65 процентов. Кроме того, появилось 314 внеуличных пешеходных переходов.

Связующая дорога

Одним из мегапроектов городских властей в части дорожного строительства является трасса Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Она свяжет между собой пять вылетных магистралей: Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе. После ее запуска ожидается значительное улучшение обстановки в юго-западном секторе МКАД, а также на прилегающих к Кольцевой дороге магистралях.

Новая трасса сооружается участками. Движение транспорта по первому — между Киевским и Калужским шоссе открыли летом 2018 года. В его составе построили 35 километров новых дорог, два тоннеля, девять путепроводов, три подземных перехода в районе деревни Картмазово, реки Сосенка и поселка Дубровка и установили 2,7 километра шумозащитных экранов. Движение транспорта организовано по четырем полосам в обе стороны. Вдоль трассы проходят двухполосные боковые проезды, по которым запустили маршруты общественного транспорта. Трасса идет параллельно перегону «Саларьево» — «Новомосковская» Сокольнической линии метро — это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве.

Второй участок — от Калужского шоссе до станции метро «Новомосковская» — был запущен летом 2019 года. Строительство участка шло с опережением графика и завершилось всего за два года. В его составе — 7,3 километра дорог, эстакада и уникальное искусственное сооружение — двухкилометровый совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе, который возвели меньше чем за два года.

Для машин по обе его стороны сделали по четыре полосы движения в каждую сторону, а также съезды и въезды на Калужское шоссе. В центре всего этого сложного сооружения проходит перегон нового участка Сокольнической линии метро.

Для обслуживания магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе и других новых сложнейших инженерных и дорожных объектов ТиНАО на участке создали локальный диспетчерский пункт ГБУ «Гормост», который разместился в трехэтажном здании.

В распоряжении специалистов — уникальные системы мониторинга и управления технологическими процессами и современная техника, которая позволяет следить за пожарной безопасностью, собирать и передавать данные инженерных систем.

Открытие этого участка позволило перераспределить транспортные потоки в Новой Москве, снять часть нагрузки с Киевского и Калужского шоссе на подъезде к МКАД, а также на самой Кольцевой автодороге, обеспечить движение общественного транспорта с Калужского шоссе и прилегающей застройки к станциям метрополитена Сокольнической линии, а также обеспечить транспортную доступность деревни Столбово и поселения Коммунарка.

Третий участок — от Боровского до Киевского шоссе — был введен в декабре 2022-го, на год раньше контрактного срока. В его составе появились 7 километров дорог, эстакада над Боровским шоссе, тоннель под Киевским шоссе, а также два подземных пешеходных перехода в районе Новоорловской улицы и горнолыжного склона «Ново-Переделкино».

Для снижения уровня шума вблизи Боровского шоссе специалисты установили защитные экраны длиной 788 метров, провели благоустройство и проложили инженерные коммуникации.

При сооружении эстакады через Боровское шоссе применили метод навесного монтажа. Пролетные строения эстакады увеличили на стапеле и смонтировали на временные опоры с помощью кранов большой грузоподъемности. Затем блоки объединили в единую конструкцию и установили пролетные части на постоянные опоры, демонтировав временные. Такой способ значительно ускорил ход строительства и позволил уменьшить сроки ограничения движения транспорта по Боровскому шоссе.

На эстакаде применена автоматическая противогололедная система российского производства. Автоматическими противогололедными комплексами оснащаются очаги аварийности, участки дорог, требующие усиленного содержания для предотвращения явлений зимней скользкости.

Тоннель под Киевским шоссе строили по миланскому методу. Это также позволило значительно снизить ограничения движения транспорта на участке дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Строители сначала сделали стену в грунте, обозначив границы будущего тоннеля, потом установили плиты перекрытия. По Киевскому шоссе было организовано движение в обычном режиме, а в самом тоннеле продолжили работы по выемке грунта, укреплению и гидроизоляции основных конструкций сооружения.

Перемещаться станет комфортнее

В сентябре 2022 года открылось движение по трассе от Минского до Боровского шоссе (Проектируемый проезд № 7083), которая стала продолжением магистрали. Продолжается сооружение транспортной развязки протяженностью два километра с путепроводом длиной 123 метра на пересечении с Новоорловской улицей. Для пешеходов предусмотрены тротуары шириной 2,25 метра и наземные нерегулируемые переходы. Перемещаться из Солнцева и Ново-Переделкина станет удобнее.

Строительство четвертого участка трассы осуществляется в два этапа. Первый из них — от станции метро «Новомосковская» (транспортный хаб «Столбово») до улицы Эдварда Грига — начался в октябре 2021-го и завершился в августе этого года. Трасса протяженностью около 3 километров по прямой позволила значительно улучшить транспортную доступность Коммунарки и района Южное Бутово с населением 330 тысяч человек.

Кроме того, благодаря открытию участка был ликвидирован перепробег до 5,1 километра, что позволило сократить время проезда на 12 минут и уменьшить загруженность сразу нескольких транспортных артерий: улиц Липовый Парк — с 8 до 6 баллов (18 процентов), Александры Монаховой — с 9 до 7 баллов (15 процентов), Академика Семенова — с 7 до 5 баллов (11 процентов).

Всего в составе участка построили 16,3 километра дорог. Среди них путепровод в районе примыкания к проспекту Куприна протяженностью 101 метр по две полосы движения в каждом направлении. Основной ход магистрали по четыре полосы движения в обе стороны с заездными карманами для общественного транспорта и боковыми проездами, съезды с основного хода магистрали на прилегающую улично-дорожную сеть с одной-двумя полосами в одном направлении; боковые проезды вдоль улицы Александры Монаховой в районе примыкания к основному ходу магистрали с обустройством разворотных съездов, участок проспекта Куприна в районе примыкания к основному ходу магистрали по две полосы движения в каждом направлении.

Для снижения уровня шума вдоль боковых проездов основного хода магистрали установлены защитные экраны протяженностью 2,5 километра. Специалисты во время работ также заменили 88 километров инженерных сетей.

Четырехполосный путепровод

Ранее, в январе 2023 года, в составе участка открылось движение по четырехполосному путепроводу в районе примыкания к улице Александры Монаховой. Его длина составляет 483 метра. Благодаря ему водители могут беспрепятственно передвигаться по Коммунарке без выезда на основной ход магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Кстати, строительство путепровода завершилось на 21 месяц раньше планируемого срока. В ходе реализации проекта также была проведена реконструкция прилегающей улично-дорожной сети протяженностью 417 метров.

Сейчас идет второй этап строительства четвертого участка трассы от улицы Эдварда Грига до улицы Поляны. В его рамках проектом предусмотрено возведение трех надземных и трех подземных пешеходных переходов, а также ведется проектирование проспекта Куприна, улицы Александры Монаховой, Проектируемого проезда № 816 и улицы Бартеневской в районе примыкания к трассе длиной 7,8 километра, в том числе путепровода.

Кроме того, весной 2023 года началось строительство пятого участка трассы от улицы Поляны до Варшавского шоссе.

Сейчас ведутся работы на путепроводе через железнодорожные пути, строительство тоннеля, подземного пешеходного перехода и эстакады в районе улицы Поляны, а также перекладка коммуникаций. Всего проектом предусмотрено строительство 14 километров дорог. Будут построены два путепровода: на пересечении с Расторгуевским шоссе и над путями МЦД-2. В районе улицы Поляны появятся тоннель протяженностью 451 метр и эстакада протяженностью 345 метров.

Для обеспечения безопасности пешеходов на участке построят подземные и надземные пешеходные переходы. Пешеходные переходы оборудуют рядом с крупными жилыми комплексами. Их открытие совпадет с запуском автомобильного движения.

Реализация проекта увеличит пропускную способность автомобильного транспорта за счет бессветофорного движения на улице Поляны. Кроме того, удобный и безопасный проход через дороги появится у жителей Северного и Южного Бутова. Это важный участок Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, так как, завершив его строительство, магистраль соединится с участком южного направления Московского скоростного диаметра.

Автомобилисты и жители прилегающих районов уже в скором времени почувствуют улучшение транспортной ситуации. Увеличится пропускная способность Варшавского и Симферопольского шоссе, а также МКАД — за счет новой транспортной связи на данном участке. Также будет обеспечен, минуя МКАД, комфортный выезд с Варшавского шоссе в сторону Калужского и Киевского шоссе.

Завершается формирование южного участка Московского скоростного диаметра (МСД) с выездом на федеральную трассу М-2 «Крым», Варшавское шоссе и трассу Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. После его ввода улучшится транспортная доступность районов Бирюлево Западное, Южное Бутово, Северное Бутово, Чертаново Южное, а также подмосковного поселения Булатниковское, в которых проживают более 580 тысяч человек. Сегодня строящийся участок южного направления МСД готов почти на 80 процентов.

В рамках проекта тут появятся четыре эстакады, два тоннеля, три очистных сооружения, пешеходные переходы и мост через реку Битцу длиной 109 метров. Здесь предусмотрено восемь полос движения — по четыре в каждом направлении. Мост станет ключевым элементом строящегося участка Московского скоростного диаметра и соединится с Симферопольским шоссе и трассой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

5 сентября 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл дорогу-связку между МСД и Симферопольским шоссе. Всего в рамках проекта построили 4,4 километра дорог, включая три искусственных сооружения общей протяженностью свыше 1,2 километра. Это тоннель под Московской кольцевой автодорогой длиной 103 метра с тремя полосами движения в каждом направлении, мост через реку Битцу длиной 109 метров с четырьмя полосами движения в каждом направлении и эстакада — съезд с МСД на Симферопольское шоссе в сторону области длиной 1 километр с двумя полосами движения в одном направлении.

Благодаря новой связке будет сформирована качественно новая дорожная сеть, существенно снизится нагрузка на южный сектор МКАД и ряд крупных улиц города: на Варшавское шоссе, улицы Подольских Курсантов, Дорожную, Павла Фитина, Поляны и другие.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Появление связки между Московским скоростным диаметром и трассой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе позволит избежать перепробега автомашин до 2,5 километра, а время проезда в среднем сократится на 23 минуты. Кроме того, снизится уровень загрузки на внутренней стороне МКАД от Липецкой улицы до Варшавского шоссе на 5 процентов, на Варшавском шоссе от улицы Подольских Курсантов до МКАД — на 11 процентов, в Ступинском проезде от МСД до улицы Подольских Курсантов — на 15 процентов, на Россошанской улице от Дорожной улицы до Варшавского шоссе — на 19 процентов, на Липецкой улице от Проектируемого проезда № 5108 до МКАД — на 7 процентов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:

— Несмотря на то что за последние годы в столице построено свыше 1,3 тысячи километров автомобильных дорог, развитие транспортной инфраструктуры продолжается. После того как было запущено движение по основному ходу Московского скоростного диаметра, строители возводят дополнительные съезды, эстакады, развязки и участки подъездных дорог, которые позволят максимально интегрировать эту магистраль в общий транспортный каркас города.

Еще одна важная задача, которую решает город строительством новых транспортных сооружений, — это повышение транспортной доступности районов Новой Москвы. Комплексный поход к повышению транспортной доступности отдельных районов позволяет формировать новые центры городской жизни, а значит, снижать загруженность дорог и улучшать экологию. Все это способствует повышению качества жизни в городе.