Реестр аварийных мостов предлагают создать в России

В апреле в Смоленской области рухнул путепровод 1980 года постройки прямо во время движения по нему автомобилей. В результате один человек погиб, шестеро пострадали. Около 4 тысяч мостов в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии, согласно данным Росавтодора. Причем они могут рухнуть в любой момент, достаточно проехать большегрузу. В Совете Федерации предложили Минтрансу разделить финансирование дорог и путепроводов, поскольку регионы часто не могут тратить деньги на реконструкцию мостов — им важнее отремонтировать плохие дороги. В НИИ мостов и дефектоскопии считают необходимым собрать проблемные сооружения в специальный реестр.

Реестр аварийных мостов предлагают создать в России
© Парламентская газета

400 миллиардов на ремонт

Обсуждая трехлетний бюджет нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), сенаторы предложили разделить финансирование дорог и путепроводов. Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов отметил, что без такого разделения регионам приходится «из двух зол выбирать меньшее».

Деньги, заложенные в БКД, регионы могут тратить по своему усмотрению. В Амурской области, которую представляет сенатор, только 41 процент дорог в нормативном состоянии — это 81-е место из всех субъектов РФ. «Мы не можем позволить себе тратить деньги на мосты и путепроводы, потому что у нас катастрофически низкое число дорог в нормативном состоянии. Естественно, мы тратим деньги туда. Просим Минтранс разделить финансирование на федеральном уровне, отдельно выделять средства на мосты и путепроводы», — сказал Абрамов.

Согласно данным Росавтодора, из 35 тысяч мостовых сооружений в России около 4 тысяч находятся в аварийном и предаварийном состоянии. Потребуется 400 миллиардов рублей, чтобы их отремонтировать и реконструировать, заявил начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.

Это одна из приоритетных задач для ведомства, которую сейчас обсуждают с регионами и Минтрансом. Проблема дополняется отсутствием отдельной программы финансирования мостов. Путепроводы нужно реконструировать полностью, а не только заменять дорожное покрытие.

«Бюджет федеральной поддержки субъектам на ремонт дорог с 2022 по 2024 год составил 600 миллиардов рублей. Из них около 120 миллиардов направили на строительство и реконструкцию мостовых сооружений. Но в каждом регионе эта пропорция была разная. Кто-то направил 30 процентов денег, а кто-то 5 процентов, в зависимости от приоритетов», — сообщил Фаразутдинов на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Нужен свой реестр

Если мост признали аварийным — это не шутка, и ездить по нему опасно, категорично заявил «Парламентской газете» исполнительный директор Научно-исследовательского института мостов и дефектоскопии Артем Гайворонский. Так, в апреле рухнул аварийный мост в городе Вязьме Смоленской области, по которому в этот момент ехали грузовик и легковая машина.

В областной прокуратуре тогда заявили, что причиной обрушения Панинского путепровода стала повышенная нагрузка асфальтом, поскольку при ремонте дорожного полотна в 2023 году новый слой положили поверх старого. Мост проходил над железной дорогой Москва — Смоленск — Минск, еще в 2018 году его собирались отремонтировать.

Гайворонский отметил, что построенные много лет назад мосты уже не соответствуют современным представлениям о пропускной способности: «Если путепровод построили в середине прошлого века хозяйственным способом, то у нас нет даже паспорта этого объекта. Допустим, сегодня мы приедем и проверим этот мост. А завтра, несмотря на знаки, по нему проедет какой-нибудь 20-тонный кран, и он рухнет».

Чтобы починить все аварийные мосты в стране, нужно создать отдельный реестр, а также разделить финансирование дорог и путепроводов, считает Гайворонский. В реестр нужно внести все мосты, указать балансодержателей, юридических лиц. Кроме того, надо вписать туда подрядчиков, которые когда-либо обслуживали мост, а также составить список всех проведенных ремонтных работ.

«Нужно проверять и обследовать мосты раз в пять лет, поскольку с царских времен существенно выросли нагрузки. Если раньше по ним ездили кареты и телеги, то теперь грузовики и фуры. Кроме того, в реестре надо разделить мосты на железобетонные, деревянные, автомобильные, железнодорожные и другие», — добавил Гайворонский.