Что тормозит развитие электротранспорта в России

Количество электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей на АЗС "Газпром нефть" в 2025 году увеличится больше чем в два раза, до 140 штук (сейчас 65 штук), заявил глава компании Александр Дюков. По его словам, компания уже на этом зарабатывает, но больше верит в перспективу, что этот рынок будет расширяться за счет роста количества электрокаров.

Что тормозит развитие электротранспорта в России
© Российская Газета

Но эксперты сомневаются, что количество электромобилей будет быстро расти без соответствующей инфраструктуры. Как заметил в разговоре с "РГ" заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Станкевич, мировой опыт подтверждает, что строительство разветвленной сети ЭЗС должно значительно опережать появление машин. В противном случае из-за отсутствия доступного сервиса покупатель не будет принимать решения о покупке автомобиля.

Всего в России, по данным "Автостата", к середине 2024 года работает 7410 ЭЗС. Из них 65,5% станций - медленные (АC), время зарядки до 5 часов, 34,5% - мощные станции быстрого типа (DC), зарядка занимает до 1,5 часа. Они обслуживают 52 тыс. электромобилей (EV), по статистике минэкономразвития. С учетом гибридных авто (BV), работающих на топливе и электричестве, - 90 тыс. В среднем 12 электрокаров на одну заправку. В мире соотношение - 10 электромобилей на 1 заправку, в Китае, где электротранспорт наиболее динамично развивается, - 8 к 1. Причем есть прогнозы, что уже к концу года в России это соотношение вырастет до 14 к 1. И это несмотря на то, что количество электрокаров у нас сравнительно невелико, в Китае их (ЕV и BV) - 24,7 млн штук. Причем в России есть еще одна особенность - большая территория и низкая плотность населения. Поэтому, по мнению экспертов, для развития электротранспорта нам нужно соотношение авто на одну заправку ниже, чем в Китае.

Электротранспорт наиболее развит в Москве и области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодарском крае, Иркутской области, Хабаровском и Приморском краях. В этих регионах, в первую очередь в крупных городах, появление ЭЗС вполне обосновано. Внутри АЗС, принадлежащих большим нефтяным компаниям, с различными сервисами, магазином и горячим кофе издержки на установку и обслуживание нескольких розеток ЭЗС легко окупятся. Но для небольшой независимой АЗС в глубинке, учитывая низкую в среднем рентабельность розничной торговли топливом, это станет лишним грузом, если через них в неделю будут проходить 1-2 электромобиля.

Кроме того, как отмечает Станкевич, инвесторы в зарядную инфраструктуру жалуются на высокую стоимость присоединения к электросетям. Так, в 2023 году из-за отмены льгот на техприсоединение цены на эту услугу выросли до 3-4 млн руб. Кроме того, они подчеркивают, что развитие рынка тормозит не отсутствие зарядок, а небольшой парк электромобилей, уточняет Станкевич.

Сейчас электромобили больше относятся к премиум-сегменту продаж и спрос на них ограничен

По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, на сегодня о какой-то рентабельности ЭЗС говорить нельзя. Это большая инвестиция в будущее, но мы пока не знаем, как приживутся электромобили в России. Есть большая вероятность того, что вся эта электрическая инфраструктура - промежуточный этап к следующему типу топлива или комбинированным двигателям. Поэтому с точки зрения бизнеса ЭЗС больше имиджевая история, необходимая, чтобы был полный комплекс услуг на АЗС.

Как уточняет руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков, сегодня может идти речь только про операционную окупаемость ЭЗС, то есть расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание. Вопрос прибыльности зарядных станций определяется загрузкой ЭЗС, а также объемом допуслуг, которые покупает водитель на АЗС. А владелец электрокара проводит здесь в несколько раз больше времени, чем владелец бензинового авто.

Меры государственной поддержки для ЭЗС в России есть. По словам Станкевича, с 2022 года в 12 пилотных регионах России в рамках госпрограмм предоставлялись субсидии на строительство станций. Максимальная субсидия - 60% от стоимости, но не более 1,86 млн рублей. Также были запущены субсидии на покупку электромобилей через льготный лизинг и автокредитование. При этом максимальный размер субсидии в 2023 году был сокращен до 625 тыс. рублей с 925 тыс. рублей годом ранее.

Но сами электромобили, продающиеся в стране, остаются очень дорогими. Как отмечает Казачков, сейчас они преимущественно относятся к премиум-сегменту и спрос на них ограничен. Меры государства направлены на стимулирование локализации производства, но пока его объем внутри России остается небольшим, а модельный ряд - узким. Импортируемые же электромобили становятся еще дороже из-за пошлины.

Есть и некоторые регуляторные барьеры. По словам генерального директора маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергея Терешкина, объем платежей за электрозаправку на платных зарядных станциях в РФ в 2023 году достиг 2 млрд рублей. Дальнейший рост этого показателя будет во многом зависеть от упрощения порядка подключения ЭЗС в многоквартирных домах, а также обновления технических документов. ГОСТы для ЭЗС были разработаны в 2013 году, и для быстро развивающейся отрасли десять с лишним лет - колоссальный срок, считает эксперт.