Причина, по которой некоторые автомобильные бренды покинут российский рынок, — это резкое повышение утилизационного сбора. С 1 октября 2024 года он увеличился в среднем на 70−85 процентов, и в дальнейшем ставки будут расти каждый год на 10−20 процентов. Это может стать поводом для того, чтобы компании отказались от импорта автомобилей в Россию.
«Российская газета» со ссылкой на экспертов и участников авторынка сообщает, что под ударом окажутся в первую очередь маловостребованные марки, месячные продажи которых исчисляются несколькими десятками или сотнями машин. Технический директор автомобильного маркетплейса Fresh Максим Рязанов в числе таковых перечислил Livan и FAW: первый за шесть месяцев реализовал 1,7 тысячи автомобилей, а второй — меньше 3,5 тысячи.
«Если они станут еще дороже из-за роста утильсбора, спрос на них окончательно пропадет, и импортировать их в Россию станет невыгодно. Однако переживать по поводу их ухода не стоит — сегодня в нашу страну идет 40 процентов всего экспорта китайских автомобилей, поэтому даже если какие-то бренды уйдут, на их место придут другие», — цитирует Рязанова газета.
В России появится еще одна премиум-марка из Китая
Сколько китайских марок появилось в России в 2023 году
Jaecoo J7: новый кроссовер из Китая со странным именем
В «Альфа Лизинге», в свою очередь, считают, что если раньше 50−100 тысяч рублей влияли на выбор автомобиля, то сегодня разница цен в 200 тысяч рублей даже в расчет не берется. Поэтому вряд ли ряды китайских брендов, представленных на рынке, поредеют. «Цены вырастут по всему рынку равномерно, — отмечают в компании, — и с повышением утильсбора рынок изменится, но потребитель приспособится жить по его новым правилам». Уйти же могут только те автопроизводители, которые и без того «едва держатся на нашем рынке на грани рентабельности». В их числе в «Альфа Лизинге» назвали Kaiyi, Forthing, Haima и Skywell.
В Expocar же считают, что россияне могут лишится автомобилей марок Haima, Oting и Venucia, чьи совокупные продажи за первые восемь месяцев текущего года составили чуть больше 100 автомобилей. «В условиях столь низких показателей перспективы их дальнейшего присутствия на рынке уже вызывали сомнения, а предстоящее повышение утилизационного сбора, вероятно, лишь усилит давление на эти компании», — отметили в Expocar.
Скорая китайская помощь: они помогли восстановить российский автопром