Новые дороги России: что и где строится в 2024 году
Что важнее – строить новые магистрали или постоянно улучшать старые?Знаете ли вы, сколько новых федеральных дорог построено в прошлом году? Из отчета Росавтодора следует, что в эксплуатацию введено 233,6 км, включая полностью реконструированные. Высшее руководство страны заявило о 650 км новых федеральных и региональных трасс. Компания Автодор, ведающая платными дорогами, сообщила об открытии движения по 838,9 км новых участков федеральных дорог. Не вполне понятно, что именно имеют в виду разные инстанции. Очевидно лишь, что цифры, вроде бы говорящие об одном и том же, не совпадают. Часть расхождений в дорожной статистике понятна: «построить» и «открыть движение» – не совсем одно и то же. Многое зависит и от того, что именно считается новой дорогой – проложенная по целине или построенная на месте снесенной старой. Количество и качество Наверное, не столь важно количество новых дорог. Густонаселенные регионы в целом приемлемо соединены друг с другом еще со времен СССР. Острой необходимости прокладывать по лесам и весям какие-то новые шоссе во многих случаях нет. Но трафик постоянно растет, и дорожная сеть то тут, то там перестает с ним справляться. А при увеличении нагрузок дороги и разрушаются быстрее. Основные действия дорожников логичны: расширяем имеющиеся трассы на самых загруженных участках, строим обходы населенных пунктов, модернизируем съезды-разъезды и инфраструктуру везде, где только можно. Однако наметилась проблема, которую признали Минтранс и Росавтодор: федеральная сеть дорог деградирует. В цифрах это выражается так: по итогам 2021 года 76,1% федеральных дорог пребывали в нормативном состоянии, по итогам 2023‑го – только 72,7%. К концу этого года, похоже, процент снизится еще немного. А транспортная стратегия РФ предписывает в 2030 году довести показатель до 85%. И вроде бы нет резона строить какие-то принципиально новые дороги, если не поддерживать в порядке те, что уже имеются. Тем не менее, всё равно строить будут. Платные удовольствия Шесть лет назад Минтранс обнародовал рейтинг самых загруженных магистралей. Лидеры: М‑5 «Урал» М‑7 «Волга» ‑107 и А‑108 (Московское малое и большое бетонные кольца) М‑4 «Дон». М‑10 «Россия» М‑1 «Беларусь» М‑8 «Холмогоры». Полноценные платные дублеры уже есть у М‑4, М‑10, М‑7 и А‑107. Отдельные платные участки – у М‑1 и М‑3. Нетрудно заметить, что столь же масштабных бесплатных дорог появляется намного меньше. Платники разгрузили «старые» направления, но, к сожалению, не всем по карману для повседневного пользования. В частности, платить 540 рублей за новый обход Твери готовы не все. Пока нет особых подвижек по остающейся самой загруженной дороге М‑5. Поэтапно возводят новые объезды и расширяют проезжую часть – с базовых двух до четырех полос. Проект платного участка Миасс–Сатка, где ситуация совсем плоха, отложен под сукно. И о постройке нового глобального дублера, как М‑12 «Восток», вдоль трассы М‑7, речи пока нет. Может, уже пора? Стратегическая важность транспортного коридора «Запад–Восток» общеизвестна. Продолжение – на следующей странице Совет путешественникам Пока М‑12 не дотянули до Тюмени и дальше, самой протяженной «продублированной» дорогой остается М‑4 «Дон»: 1542 км от Москвы до Новороссийска, из них 1042 км – платные. И эта огромная система из двух вполне современных дорог, эпизодически соединяющихся в одну, с нагрузками уже не справляется. За год суммарный трафик вырос еще на 10% – сказалось и присоединение новых регионов, и рост интереса к отдыху на Черном море. В пиковые дни июля-августа при норме 18–44 тысяч проездов в сутки отмечали 60–90 тысяч проездов. Это приводило к жутким пробкам – естественно, в узких местах. Обычно там, где идет какой-либо ремонт. Быстрого решения нет. Есть только совет: ездить ночью и с транспондером, ускоряющим преодоление пунктов оплаты. Ругаться можно долго и сильно, но без дублера было бы еще хуже. Поэтому любая новая дорога – бесплатная или нет – это хорошо. Тем более что введенные в строй свежие участки пару лет сохраняют нормативное состояние. Планы Появление новых дорог в ближайшем будущем связано в основном с расширением сети скоростных магистралей (режим 110–130 км/ч) в подчинении ГК Автодор. На сегодня в ее доверительном управлении 4986 км, охватывающие 18 регионов. Из них 2938 км – платные участки. Генеральная линия: до 2035 года увеличить сеть до 17 тысяч км. В числе перспективных проектов – новая дорога от М‑11 до Ярославля, далее через Кострому и Киров на Пермь. Созрела к началу реализации так называемая Юго-Западная хорда: Самара–Саратов–Волгоград–Краснодар. Которая, как сейчас кажется, не решит, а скорее усугубит проблемы трассы М‑5 «Урал» на участке Самара–Уфа–Челябинск. Поездки на черноморские курорты призван упростить «Южный Кластер» – дублер А‑147 Горячий ключ–Адлер. Безальтернативный 170‑километровый участок древней дороги Джубга–Сочи перегружен: летом преодоление его занимает 5–7 часов. А серьезно расширить его невозможно – сложный рельеф и много населенных пунктов. Почему в России все больше платных дорог, рассказано в этой публикации.