Город энтузиастов: Как Луганск залечивает раны войны
Луганск напоминает Клондайк конца XIX века, край энтузиастов. Отодвинутая на край ЛНР война оставила столице республики много хозяйственных проблем, теперь их решают - быстро и успешно, кстати - с помощью всей большой России. На случившийся недавно день города Луганск получил от шефов много подарков: от восстановленных водопроводных сетей до нарядных парков и велопроката. А посланцев российского бизнеса тем временем принимают в правительстве ЛНР - возможности здесь такие, что работать хочется многим.
Шиферный край
ЛНР начинается за блок-постом с паспортным контролем, но без таможенного досмотра. Это уже Россия, но новые ее территории. Здесь идет война, порой летают украинские ракеты и беспилотники, немного иные порядки и много вооруженных людей. Но первое, что замечаешь - отличные дороги.
Кто ездил на машине в Крым до 2014 года, помнит, какой шок ждал водителей после российско-украинской границы: разбитый в труху асфальт и инспекторы всех мастей, выпрашивавшие гривны "детям на мороженое". Теперь наоборот - затянутым в камуфляж и броню парням с автоматами взятку предлагать откровенно страшно, а дороги в ЛНР хороши настолько, что аж завидно.
Видно, что их привели в порядок совсем недавно: бригады дорожников еще монтируют по обочинам ограждения и дорожные знаки, уже установлены, но еще не горят фонари на мачтах. Таких дорог жители Луганщины не видали лет 40, а то и больше. Проложенные при советской власти износились, а в "нулевых" киевская власть сочла, что взять с шахт Донбасса больше нечего, и махнула на регион рукой.
Вторая особенность - шиферные крыши. В России их уже заменила металлочерепица, но здесь шифера столько, что из него делают еще и заборы, выкрасив волнистые плиты в приятные хозяйскому глазу цвета.
Каждая вторая машина навстречу - армейский грузовик. В каждом придорожном селе - российские флаги и магазин военного снаряжения. Даже остановки вдоль трассы выкрашены в цвета российского триколора.
На военных машинах - номера черные. На легковушках - серии соседних регионов: Воронеж, Ростов. Регистрационные знаки ДНР с голубо-сине-красным флажком понемногу вытесняются номерами российского образца с регионом 181.
- Уже начали шкурить за старые номера. Не штрафуют пока, но останавливают и предупреждают, что пора менять, - рассказал на сельском рынке дед на пыльной "Ниве" и в соломенной шляпе a la "Свадьба в Малиновке".
Дыры в памяти
На подъезде к Луганску есть большой и красивый мемориал князю Игорю - по легенде, он с войском переходил здесь речку Донец. С дороги заметна только большая скульптура всадника. Если подняться на холм, становятся видны два бетонных дота по ее сторонам. Огневые точки опоясаны ходами сообщения и накрыты маскировочными сетями. Кое-где еще видны зеленые ящики от снарядов. Все это серьезно размолото обстрелами.
"Это наши опорные пункты. За оврагом стояли украинцы и пытались оттуда прорваться в город. Подходить к дотам нельзя - там могут оставаться опасные предметы", - предупредил пресс-секретарь мэрии Луганска Сергей Краснощеков.
Следы обстрелов на каждом шагу. Из плаща князя Игоря саперы извлекли несколько неразорвавшихся минометных снарядов. На стеле у въезда в город - вмятины от пуль. Стелу сварили в советские времена из толстых стальных листов. Памятники более поздних времен продырявлены насквозь.
"К нам до сих пор прилетают украинские ракеты, но теперь их сбивает ПВО на безопасной дистанции. Редко, когда что-то повреждается", - продолжил наш гид Сергей. Он казак, в 2014 году стоял в оцеплении в центре города, не давая сойтись в рукопашной сторонникам Москвы и Киева. Потом работал в республиканском совете (областной думе, по-нашему) - помимо административной рутины, распределял "гуманитарку". Вспоминает, как однажды им впятером довелось разгрузить две фуры с помощью, присланную фондом Николая Дроздова. Фонд занимается поддержкой заповедников и национальных парков, но в Луганск прислал, понятно, товары для людей. "Сейчас, в мэрии, попроще, - признался Краснощеков. - Хотя и теперь случаются моменты, когда приходится бросать все и бежать помогать кому-нибудь".
Прочистили трубы
Защитив свои жизни, лугачане занялись восстановлением упалого городского хозяйства. Хуже всего было с водопроводом. "Износ сетей на 80 процентов" в переводе на обычный язык означает закопанную в землю паутину из ржавчины. Оно и в обычной жизни не подарок, а тут еще и обстрелы... Каждый взорвавшийся в городе снаряд сотрясал почву, разрушая ветхие трубы и коллекторы.
- Вода у нас появилась только с началом СВО. До этого ее подавали по графику, раз в несколько дней. Доходило до того, что после дождей люди набирали ведра и бутыли из луж, - рассказал Краснощеков.
Москвичи заменили истлевшие трубы на новые, залатали ветхие крыши панельных многоэтажек - оттуда в ненастье вода поступала напрямую в квартиры, минуя водопровод, - благоустроили одну из двух главных улиц города, Оборонную. Убрали рельсы вымершего восемь лет назад трамвая, уложили новый асфальт, сделали первую в городе велодорожку с прокатом велосипедов. В день города, когда открыли обновленную Оборонную, на них прокатилось полторы тысячи человек.
- Город был практически разрушен, но из России пошла большая помощь. Началось восстановление сетей, различных объектов, благоустройство скверов и парков. Для интеграции республики потребовалось заново выстроить нормативную базу - здесь нам очень помог опыт Воронежской области в размещении нестационарных торговых объектов. Коллеги подсказали, как правильно организовать процесс, избежав ошибок, - рассказала врио главы города Яна Пащенко.
Простор для жизни
Помимо центральной улицы, регионы-шефы подарили Луганску на именины несколько благоустроенных общественных пространств. Раньше они только числились парками и скверами, по сути являясь пыльными пустырями с мусором по углам, зато теперь это красивые зеленые зоны со скамейками, урнами, детскими площадками и фонтанами.
- Как только привели в порядок скверы, город словно раздался вширь. Люди стали использовать улицы не только для передвижения, но и для отдыха, встреч, прогулок с детьми и занятий спортом, - улыбается наш гид.
Согласны с ним и прохожие, с которыми удалось поговорить на улицах.
- Город сильно изменился к лучшему. Появились велодорожки, асфальт на улицах, убрали пути", - рассказала Елена Сливицкая. Ей все нравится, кроме дороговизны. Пенсионерка Наталья Кононенко посетовала, что по отремонтированным дорогам автомобилисты стали гонять, как бешеные, и самих машин прибавилось, отчего выросло число аварий. Зато студенту Марию Шаптань вообще ничего не беспокоит, кроме сессии. Но до нее еще так далеко...
По вечерам в парках любит собираться молодежь. Ночной жизни, правда, в городе пока нет - с 23:00 до 04:00 действует комендантский час. За его соблюдением следят полиция и военная комендатура. Нарушителей ждет ночь в кутузке, штраф и неприятности на работе. Поэтому комендантский час стараются не нарушать. Кстати, попытки подкупить правоохранителей, чтобы избежать проблем, оборачиваются неприятностями куда более серьезными. Актер Павел Луспекаев - который "Я мзду не беру, мне за державу обидно", - родом отсюда, его имя носит луганский драмтеатр.
У пенсионеров появился свой любимый транспорт, низкопольные автобусы - тоже подаренные Москвой. Наслаждаясь их комфортом и льготным проездом, луганские домохозяйки теперь гоняют на рынок в другой конец города. Кстати, проезд в городском транспорте недешев, 30 рублей. Вообще цены в Луганске выше среднерусских процентов на 20 - сказывается обилие военных с их могучими зарплатами. Обед в бюджетной столовой в центре обойдется примерно в тысячу рублей. Автомобили местные жители предпочитают пригонять из "старой" России: Воронежа, Ростова, Краснодара - местные перекупщики ломят цены.
Луганск напоминает Клондайк конца XIX века: красиво, дорого, много бытовых проблем, еще больше возможностей.
"Взять, скажем, вопрос с жильем. Действительно, его не хватает и цены на него завышены. Но у нас действует ставка ипотеки в 2 процента и благодаря этому к нам заходит масса строителей. Сейчас рассматриваются проекты, по многим из них работы начнутся уже в этом году и, думаю, в 2025-м мы увидим огромный рост строек, - рассказал заместитель председателя правительства ЛНР Павел Ковалев. - То же самое в других сферах. Мы ежедневно общаемся с представителями торговых сетей, другого российского бизнеса - те же производителей кровельных материалов. Все хотят работать в ЛНР. А мы хотим, чтобы они не поднимали цены. Вот на балансе общих интересов и рождаются компромиссы".