АЭС перешли на отечественный софт

Ростовская атомная станция (РоАЭС) стала одним из первых объектов "Росэнергоатома", которая перешла на новую информационную систему поддержки эксплуатации. Это было одно из самых значительных решений, которое затем масштабировали на другие объекты концерна.

АЭС перешли на отечественный софт
© Российская Газета

Новая автоматизированная система, которая уже внедрена на пяти российских атомных электростанциях, позволяет контролировать техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию оборудования. Полностью на отечественном софте.

Как теперь работает персонал станций и какие возможности появились у руководства? Идея создания системы, которая будет фиксировать все данные о техническом обслуживании и ремонте оборудования на атомных электростанциях, возникла еще в 2016 году.

Но как рассказывал в интервью корпоративному журналу Олег Шальнов, директор департамента управления ИТ-проектами и интеграцией "Росэнергоатома", вскоре выяснилось, что только этих данных недостаточно.

Необходимо было добавить информацию об оперативной эксплуатации оборудования, а также унифицировать базу данных.

Задача была непростой, поскольку в России представлены реакторы разных моделей и типов: БН, РБМК, ВВЭР разной мощности и поколений. Так родилась идея создать систему ТОРЭКС, которая расшифровывается так: "Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация".

В течение почти всего 2019 года разрабатывалось техническое задание и корректировалось с учетом новых редакций отраслевых стандартов. Разработка началась в условиях пандемии. В конце прошлого года система была введена в промышленную эксплуатацию на Балаковской, Белоярской, Кольской, Ростовской и Смоленской АЭС.

"Внедрение новой системы - процесс небыстрый, - отмечает начальник отдела подготовки и проведения ремонта РоАЭС Алексей Еремеенко. - Он включает в себя разработку цифровых продуктов, наладку, адаптацию системы. ТОРЭКС - масштабный проект, который содержит в себе все основные бизнес-процессы станции. И для того, чтобы обеспечить его жизнедеятельность, нужна ежедневная концентрация сил большого количества людей".

"Условно проект по разработке системы мы разделили на три основные части. Сформировали базу данных оборудования и нормативно-справочной документации. Подготовили инструменты поддержки эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Оснастили новым оборудованием: мобильными планшетами, информационными киосками и лазерными гравировщиками", - рассказал куратор проекта на РоАЭС, заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству Андрей Кольцов.

Что же получили атомщики? Теперь ежемесячные и годовые графики работы оперативного персонала составляются и согласовываются с помощью электронной подписи в системе ТОРЭКС. Все события смены (прием-сдача, ведение состава смены и т. д.) фиксируются в электронном оперативном журнале, который является частью системы. Доступ к журналу можно получить с любого рабочего места или через информационный киоск. Это устройство представляет собой подключенную к ТОРЭКС колонку в пылевлагозащищенном антивандальном корпусе с устройствами ввода и вывода. Киоски установлены на станциях в местах с высокой проходимостью.

На основе технологических карт, которые содержат правила, условия и сроки проведения ремонта оборудования, система сама оповещает о необходимости провести его

В системе для оперативного персонала также ведутся бланки переключений (перечни действий персонала) и формируются графики и маршруты обходов. Сотрудник считывает графическую или радиочастотную метку оборудования с помощью мобильного планшета и видит на экране параметры, которые нужно проверить. Очень удобно и быстро. Если что-то неисправно, сотрудник вводит данные в планшет, делает фотографию и пишет заметку. Вся информация автоматически заносится в систему.

На основе технологических карт, которые содержат правила, условия и сроки проведения ремонта оборудования, в ТОРЭКС формируется план ремонта блока. То есть система сама оповещает о необходимости провести ремонт, если наступил срок или изменились параметры оборудования.

В системе также формируются и автоматически регистрируются наряды, заносятся сведения об инструментах, которые используются для технического обслуживания и ремонта. При этом ничего не надо делать вручную - метки для планшетного считывателя наносятся на инструменты с помощью лазерной гравировки.

Кроме того, в системе автоматизировано управление ресурсом оборудования - критически важной для атомной отрасли составляющей. Информация о его состоянии поступает в систему с датчиков автоматической системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) и из данных обходов. В системе отображается информация о наработке оборудования, например, количество циклов открытия-закрытия арматуры или моточасов насоса. На основе этих данных служба инженерной поддержки делает вывод об остаточном ресурсе агрегата.

Каких эффектов удалось добиться?

Прежде всего - это прозрачность процессов. Руководитель в любой момент может получить информацию из системы с любой детализацией. Как отмечает Олег Шальнов, это настоящий праздник для того же финансового директора, который видит все данные о затратах на эксплуатацию и ремонт в режиме 24/7. С другой стороны, это дисциплинирует и сотрудников, ведь твоя работа как на ладони.

Второй эффект - сокращение времени на реагирование персонала, эксплуатирующего АЭС, благодаря более быстрому информированию всех ответственных участников. На 10-15 процентов быстрее формируется и ремонтная программа. У персонала меньше бумажной работы, больше времени для работы с оборудованием. А значит, оно меньше простаивает в ремонте.

И наконец, третий эффект - это разнообразная аналитика, построенная на ТОРЭКС - гигантской базе данных примерно о 2,5 миллиона единиц оборудования и технологических мест (места работы, хранения или ремонта оборудования). Перед командой стояла задача создать единую классификацию, которая в перспективе позволит отвечать на вопросы о том, что быстрее ломается и почему, есть ли закономерности. Эти выводы, в свою очередь, могут стать сигналом для конструкторов, проектировщиков, закупщиков и поставщиков.

Теперь в рамках процессов поддержки эксплуатации ежемесячные и годовые графики работ для оперативного персонала готовятся и согласовывают непосредственно в системе, отмечают в пресс-службе РоАЭС. Там же собирается и хранится информация по отпускам персонала, по поддержанию квалификации и обучению сотрудников в учебно-тренировочных центрах путем интеграции с ИС ИППК (информационная подсистема поддержки квалификации по охране труда, правилам эксплуатации, ремонта и безопасности). Согласование графиков осуществляется в системе с помощью простой электронной подписи.

Разумеется, ТОРЭКС возник не на пустом месте. И до этой системы работали другие корпоративные платформы, например, автоматическая система управления технической документацией, информационная система поддержки квалификации, куда вносятся данные о курсах обучения, и другими - всего их более 20. Однако он все они, по сути, интегрированы в единый контур. Одна из задач, которую он решает, - прозрачное и четкое планирование занятости сотрудников с учетом их квалификации, накопленной дозовой нагрузки, графиков отпусков и других факторов.

База данных оборудования - это своеобразное ядро, к которому подключен разнообразный функционал. В совокупности это делают работу и эксплуатацию атомной станции прозрачной и понятной для руководства и каждого сотрудника в отдельности.