Снимаем маски — всё это тоже Нивы, но вы о них не знали
«За рулем» рассказал про интересные версии внедорожников на базе Нивы, в которых невозможно узнать знаменитую модель ВАЗа.Нива ВАЗ-2121 и ее последующие версии за десятилетия обросли множеством модификаций. Но некоторые варианты внедорожника были настолько необычны, что опознать в них прототип очень сложно, а иногда и вовсе невозможно. Путешествие в пустыню Кому и почему на ВАЗе пришла в голову необычная идея сделать упрощенную версию ВАЗ-2121 для… фермеров Латинской Америки, теперь установить, вероятно, невозможно. Но в 1992 году за такой проект на заводе взялись. Если под термином «тюнинг» обычно понимают некое переодевание или даже одевание автомобиля, то в данном случае речь шла, скорее, о раздевании. Агрегаты Нивы со стандартным 80-сильным двигателем рабочим объемом 1,7 л «поженили» с пространственной алюминиевой рамой и пластиковыми наружными панелями. Красотой пляжная, ну или фермерская Нива, получившая имя Бора, конечно, не блистала, но зато получилась на целых 200 кг легче, чем ВАЗ-21213. Поэтому и динамика, и проходимость улучшились. В 1994 году Бору показывали на выставке в Лондоне, а после отправили уже не в Латинскую Америку, а на Ближний Восток. Говорили, что в песках Саудовской Аравии машина произвела фурор. Но заказов, по крайней мере необходимых для хотя бы мелкосерийного производства, не было. Дело ограничилось двумя прототипами. Приключение Тарзана Старую, но всегда заманчивую идею соединить высокую проходимость с комфортным просторным кузовом в конце 1990-х годов взялась очередной раз воплотить в жизнь тольяттинская фирма Лада-Консул. Кузов Лады Самары соединили с узлами и агрегатами ВАЗ-21213. Таким образом, трехдверный хэтчбек ВАЗ-210834 и пятидверный ВАЗ-210934 по конструкции очень далеко ушли от переднеприводного прототипа. Двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 л мощностью 81 л.с. (предлагали и вариант с 1,8-литровым мотором мощностью 80 л.с.) стоял продольно. Пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздатка от Нивы на автомобиле по имени Тарзан были стандартными. Удлинили только карданные валы. Редуктор для заднего привода был аналогичен переднему от Нивы. Поэтому Тарзан получил полностью независимые подвески и дисковые тормоза на всех колесах. Кузов поставили на оригинальную раму, что снизило традиционные шумы и вибрации от трансмиссии Нивы. Дорожный просвет внедорожника Тарзан – 220 мм. Мелкосерийное производство таких автомобилей начали в 1998 году. Но базовая Нива в те годы стоила около 3600 долларов, а Тарзан – 11 500! За такие деньги можно было купить полноприводную иномарку. Правда, изрядно поезженную, но еще живую. Позднее через официальную дилерскую сеть пытались продавать Тарзан-2 – универсал ВАЗ-2111-90. Эта машина базировалась на том же оригинальном шасси и тех же агрегатах от Нивы, что и Тарзан-1. Но таких автомобилей собрали и продали совсем мало. Нива стала основой и для первого серийного отечественного полноприводного минивэна – ВАЗ-2120 Надежда. Выпуск семиместного автомобиля начали в 1998 году. Под кузовом машины с колесной базой 2700 мм (как у удлиненных ВАЗ-2129 и ВАЗ-2131 – на 500 мм больше, чем у стандартной Нивы) расположили серийные агрегаты ВАЗ-21213. Для Надежды предлагали карбюраторные моторы рабочим объемом 1,7 и 1,8 л. На часть автомобилей ставили и 1,8-литровый впрысковой двигатель мощностью 85 л.с. На базе Надежды сделали опытные образцы грузовика и вариант с увеличенным задним свесом. Надежда стоила примерно в два раза дороже Нивы. До 2006 года на ОПП (Опытно-промышленное производство) ВАЗ собрали 7100 минивэнов ВАЗ-2120. Игра в прятки В 1990-е годы Нива послужила основой и для полноприводных прототипов не связанных с ВАЗом фирм. Компания Автотеза из Шуи, которая поначалу пыталась наладить выпуск вариации на тему автомобиля Автокам, в 1994 году показала Кентавр-2160. Машину, разработанную в НАМИ на основе ВАЗ-21213, отличала увеличенная на 200 мм (до 2400 мм) колесная база и кузов с бесхитростными стеклопластиковыми панелями. Понятно, что потребности в еще одной Ниве, только с другим кузовом, у потребителей не было. Тем не менее, в 1999 году еще один вариант на тему знаменитого тольяттинского внедорожника показала компания Донинвест. Машину по имени Дозор с открытым пляжным кузовом от Нивы отличал, опять же, дизайн. Базу увеличили лишь на 70 мм. Создали и версию с жесткой крышей и дверями. Но и Дозор, как и Кентавр, интереса у потребителей не вызвал. Ода Ниве Идею сделать внедорожник с комфортабельным пятидверным кузовом в 1990-х годах начала развивать и в Ижевске тюнинговая фирма Норма-Авто. Кузов ИЖ-2126 Ода соединяли с двигателем и трансмиссией ВАЗ-21213. Вариант ИЖ-2126-62 оснащали раздаткой без понижающей передачи и карбюраторными моторами УМПО-331 (УЗАМ) или ВАЗ-21213. На 2126-60 ставили двигатели ВАЗ-2106 и нивовскую раздатку с понижайкой. Показывали и модификацию ИЖ-2126-063 на 14-дюймовых колесах с задней независимой подвеской и впрысковым мотором ВАЗ объемом 1,8 л мощностью 84 л.с. Правда, такую версию, как и полноприводные пикапы с двигателями ВАЗ-21213 и дизельным 63-сильным ВАЗ-343 производства завода Барнаултрансмаш, серийно не производили. А версии со стандартной трансмиссией Нивы и жестким задним мостом выпускали. Правда, машины, мягко говоря, были не очень надежны. А применение деталей и узлов от самых разных отечественных моделей усложняло обслуживание и ремонт. Были и полноприводные прототипы с кузовом универсал, но такие машины не делали даже мелкосерийно. Необыкновенное чудо Пожалуй, самый экзотический отечественный автомобиль на базе Нивы – умопомрачительная Былина, которую во второй половине 1990-х годов соорудили в НАМИ. О вкусах, как известно, не спорят, и оценивать стилистику Былины – дело неблагодарное. Тем более что автомобиль сделали в единственном экземпляре под определенного заказчика. Зарубежная экзотика – не только кабриолеты, которые делали из Нивы в нескольких европейских странах, но и раллийные автомобили на базе ВАЗ-2121, которые строила парижская фирма Poch для ралли Париж-Дакар. Эти автомобили, сохранившие внешнюю стилистику советской машины, довольно хорошо известны. А вот французский спортивный внедорожник с внешностью ВАЗ-2105 известен гораздо меньше. На таких Ладах французские экипажи участвовали в ралли-марафонах в 1983-1987 годах. От нашей «пятерки» в этой машине, правда, осталось совсем мало. Автомобиль создали на пространственном каркасе с легкими наружными панелями. В пределах колесной базы (за передними сиденьями) установили двигатель V6 рабочим объемом 2,7 л. Такой мотор, известный под аббревиатурой PRV, совместно разработали и применяли на своих моделях компании Peugeot, Renault и Volvo. На французской Ладе форсированный двигатель развивал около 300 л.с. А вот полноприводную трансмиссию автомобиля создали с использованием узлов и агрегатов Нивы. Правда, спортивных успехов псевдо-«пятерка» французам не принесла, но в истории след все-таки оставила. Как и иные экзотические версии знаменитой внедорожной Лады. «За рулем» рассказал о необычной конструкции советского вездехода ЗИЛ‑3906 Аэролл.