Дилер: отказ от франшиз по китайским маркам автомобилей - очень опасный тренд
Специалисты ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) прогнозируют банкротство автосалонов. На это влияет как большая закредитованность, так и высокая ключевая ставка. В зоне риска находятся мелкие и средние компании, а в будущем году возможно сокращение дилерских центров на треть.
Исполнительный директор ассоциации РОАД Игорь Чикин сообщил "Известиям", что рост ключевой ставки до 21% серьезно повлияет на стоимость кредитов для автобизнеса. Такие изменения могут повлечь за собой потерю доходности, сокращение персонала и, как следствие, банкротство значительной части компаний.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев считает, что уже сейчас на рынке заметны первые симптомы. Отказ от франшиз по китайским маркам автомобилей - очень опасный тренд. Чем меньше выбора марок у дилера, тем меньше возможностей балансировать убытки за счет стабильных брендов. Запаса прочности небольших автосалонов - месяцы, не больше.
Помимо роста кредита для бизнеса, высокая ключевая ставка провоцирует рост процентных ставок по автокредитам. Уже за октябрь в сравнении с сентябрем выдача ссуд на покупку машины сократилась на целых 37 %. Управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк полагает, что снижение объема продаж на фоне недоступности автомобилей потребителям может поставить многие автосалоны в плохую экономическую ситуацию. По мнению Ирины Франк, больше всего пострадают малые и средние дилерские центы, так как они имеют меньшие финансовые резервы.
Генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский считает, что финансовая устойчивость у каждой компании разная. Все дело в том, что банкротство в целом - это крайняя мера, которая одинакова невыгодна как дилеру, так и банку. Потому, если банк может позволить себе реструктуризацию кредитов и собственник готов бороться за бизнес, скорее всего, все стороны будут искать выход из подобных ситуаций.
Если ЦБ РФ сохранит курс, то многих дилеров ожидает банкротство. Все, кто имеет высокую долговую нагрузку и не имеет надежных партнеров, может пострадать, отмечает гендиректор "Автодома".
Но бояться не стоит: если начнут появляться банкротства, то основная репутационная и финансовая нагрузка ляжет на плечи производителей.
"Покупатели застрахованы", - считает Ренат Тюктеев.
Такое же мнение у Андрея Ольховского. Он считает, что уход того или иного дилера для клиента не очень страшен.