Как предотвратить столкновения авто на дорогах

Согласно официальной статистике аварийности, за 10 месяцев этого года наибольшее число погибших пришлось на такие виды ДТП, как столкновение транспортных средств, наезды на пешеходов и съезды с дороги. Причем столкновения лидируют. Как их предотвратить?

Как предотвратить столкновения авто на дорогах
© Российская Газета

Итак, исходя из этой статистики с января по октябрь столкновения транспортных средств возглавляют перечень происшествий. Из всех ДТП 44,8% приходятся на них. Наезд на пешехода - 24,0% и съезд с дороги - 10,1%. При этом наибольшее число погибших отмечается при столкновениях - 46,4%, наездах на пешеходов - 20,6% и съездах с дороги - 16,6%.

Уточним, что это статистика по всей России. Например, в Москве столкновения и наезды на пешеходов каждую неделю конкурируют: то один вид ДТП выйдет на первое место, то другой. Но это проблемы городов, где концентрация транспорта максимальна.

Вернемся к столкновениям. Согласно данным официальной статистки аварийности, наибольшее их количество произошло по вине водителей - почти 89%. Давайте посмотрим, какие основные нарушения стали причиной столкновений.

Главной причиной таких столкновений стало несоответствие скорости конкретным дорожным условиям - более 20,7 тыс. случаев. Рост таких аварий составил 5,1%. Тут надо пояснить. Речь идет не о превышении установленной законами или знаками скорости, когда водитель летит 150 км/ч при ограничении 40 км/ч. Нет. Речь о другом. Например, на дороге с ограничением скорости 60 км/ч он двигается со скоростью 50 км/ч. Это не нарушение. Но на дороге туман непроглядный или снег, гололедица. В первом случае выбрана небезопасная скорость при ограниченной видимости, во втором - при недостаточном сцеплении на дороге. То есть не учтена возможность вовремя затормозить, если что-то пойдет не так.

В результате таких автоаварий погибло почти 3 тысячи человек. Рост составил 4,5%.

Второй распространенной причиной столкновений оказалось нарушение правил проезда перекрестков. Таких происшествий зарегистрировано почти 18,8 тыс. При этом их количество сократилось почти на 4%. Но выросло количество погибших в них. Оно составило 879 человек - рост на 8,4%.

Еще одно коварное нарушение - неправильный выбор дистанции. Более 10 тысяч автоаварий. Но сокращение составило 6,2%.

Далее идет выезд на встречную полосу. Как правило, именно такие ДТП отличаются высокой тяжестью последствий. По счастью, их количество сокращается. За 10 месяцев этого года зафиксировано более 8,4 тыс. автоаварий из-за нарушений ПДД, связанных с выездом на встречную полосу. Снижение составило 3,4%. Число погибших и раненых в них снизилось на 4,7% и 4,6% и составило 2,8 тыс. и 14,5 тыс. человек соответственно.

Примечательно, что тяжелые лобовые столкновения случаются и там, где выезд на встречную полосу разрешен. За 10 месяцев текущего года зафиксировано более 5,6 тыс. ДТП (-2,9%), в которых погибли немногим более 2 тыс. человек (-7.3%) и получили ранения 9,8 тыс. человек (-3,3%). Однако это не означает, что такие разрешения на дороге надо отменять. Они нужны. Просто водителям при совершении обгона необходимо быть более внимательными и осторожными. И не начинать маневра, если нет уверенности в благополучном его завершении.

Еще одно нарушение, которое обычно влечет за собой ДТП, - нарушение правил обгона. Напомним, что обгоном у нас, согласно Правилам дорожного движения, называется опережение транспортного средства с выездом на встречную полосу движения.

Автоаварий по этой причине зафиксировано всего 1,3 тыс., но рост по ним составил 5,9%. А число погибших в таких ДТП выросло на 5,8% (331 человек).

Особенность таких ДТП в том, что водитель вроде бы совершает обгон на вполне законных основаниях. Нет запрещающих знаков, полоса прерывистая. Но вот беда, он не учитывает, например, того, что видимость впереди ограниченная. Например перегиб дороги, закрытый поворот, а то и просто не учитывает возможности своей машины, скорости машин, которые едут навстречу, а также возможность встроиться в поток после обгона.

Увы, но все это приводит к печальным последствиям.

В чем основная причина таких происшествий? Да, по сути, в двух вещах. Либо в невнимательности, либо в расчете на "авось" - а вдруг проскочу. Так можно ли решить эти проблемы? Конечно, в первую очередь инженерными и технологическими решениями. Чтобы предотвратить выезды на встречную полосу там, где это действительно опасно, необходимо оборудовать дороги барьерными ограждениями, которые разделяют встречные потоки транспортных средств. В том числе, тросовыми. К ним много претензий со стороны мотоциклистов, поскольку на высокой скорости при столкновении с ними тело мотоциклиста может этими тросами порвать на части. К ним есть претензии и со стороны автомобилистов: мол, эти заграждения не предотвращают лобовых столкновений, когда врезается в них фура. Однако в первом случае можно возразить, что не надо гнать с такой скоростью, когда есть риск, что разорвет на части. Во втором случае можно привести аргумент, что тросовые ограждения, конечно, не спасут от многотонной фуры, которая едет на высокой скорости, а с водителем стало плохо. Но сколько лобовых столкновений они предотвратили, когда водитель уснул за рулем? Причем не только фур, но и легковушек?

Тяжелые лобовые столкновения случаются и там, где выезд на встречную полосу разрешен. За 10 месяцев текущего года таких случаев зафиксировано более 5,6 тысячи

Следующая причина, по которой происходят столкновения машин, а также наезды на пешеходов, - проезд на запрещающий сигнал светофора, более 2,8 тыс. ДТП. При этом выросло не только количество автоаварий по этой причине на 2,2%, но и количество погибших в них людей на 19,3%. Общее число погибших составило 130 человек. Уж не виноват ли в этом псевдо эксперимент, который проводят местные власти, когда, вопреки сложившейся практике, перенастраивают светофоры? Например, отключают мигающий зеленый сигнал, когда водитель получает дополнительную возможность принять решение затормозить и не выезжать на перекресток на запрещающий, в том числе желтый сигнал светофора, или успеть проехать его бесконфликтно.

Что касается светофоров, то тут все гораздо проще. Не надо ставить эксперименты над живыми людьми. Водители привыкли к тому, что светофор мигает перед переключением разрешающего сигнала светофора на запрещающий. У него есть время. А при таких экспериментах времени у него не остается. И либо он пролетает на желтый запрещающий с риском, что ему кто-то въедет в бок, либо тормозит пяткой в пол с риском, что в него въедут сзади. Ни то ни другое к безопасности не относится.

Есть много технологических решений, которыми напичканы современные машины. Многие из них умеют предупреждать в случае, если авто начинает менять полосу, хотя водитель не включил поворотник. Это довольно полезная функция. Во-первых, она обучает водителя предупреждать о маневре, который он собирается совершить. Дело в том, что, пока не включишь поворотник, машина всячески сопротивляется перестроению. Руль становится жестким и начинает бить в руки, машина может сигналить и даже говорить в продвинутых версиях. Во-вторых, если водитель отвлекся или заснул, то все эти новации удержат авто на полосе, в т.ч. могут предотвратить непреднамеренный выезд на встречную полосу.

В некоторых автомобилях используется система экстренного торможения. В разных машинах она называется по-разному, поэтому не станем перегружать терминологией. Главное в том, что при выявлении с помощью всяческих датчиков препятствия на пути, например машина впереди резко тормозит, недостаточная дистанция до нее либо появился пешеход, но водитель не давит на тормоз, то тормозная педаль начинает бить по ноге - и довольно сильно. Она может сигналить. И в конечном итоге просто остановить автомобиль, не почувствовав реакции водителя.

Система контроля слепых зон появилась десятки лет назад. Тогда она сигнализировала водителю лампочкой около зеркала, потом индикатор стали устанавливать прямо в зеркалах. Сейчас в некоторых машинах она может оповещать и сигналами о том, что не стоит перестраиваться. Рядом другой объект.

К сожалению, когда едешь вдоль металлического барьера, сигналит она постоянно. Так что не стоит на нее особо полагаться, лучше лишний раз посмотреть в зеркало, а то и обернуться.

Есть еще системы интеллектуального круиз-контроля, которые позволяют не только двигаться с постоянной скоростью на трассе, но и тормозят, если поток вперед замедлил движение. Но не до полной остановки. Водителю все равно надо контролировать дорогу. Столкновение на 10 км/ч не принесет большого ущерба, но удовольствием не будет.

Конечно, все эти системы облегчают жизнь водителю. Но особо полагаться на них не стоит. Автор этих строк при тест-драйве одной из машин включил функцию автоматической парковки. Машина начала парковаться и продрала борт об уже припаркованную "Газель". Просто у газели кузов выше метра, кроме того, за колеса он выступал на полтора метра. Автоматика интеллекта той машины, на которой ехал автор, этого не учла. И такие ошибки в интеллектуальных системах авто могут вылезти в самых неожиданных местах.

Наиболее частой причиной автоаварий становится то, что водитель отвлекся от дороги. Не выбрал безопасную скорость движения, был невнимателен при перестроении, переоценил свои возможности при обгоне, решил обогнать на опасном участке, говорил по телефону. И тут не всегда поможет даже самый обученный электронный автомат. От дороги водителю лучше вообще не отвлекаться. Короче, строго соблюдай ПДД и крепче за баранку держись, шофер.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".