В Росси запрет на электронные устройства за рулем может заработать осенью
В Росси запрет на электронные устройства за рулем может заработать осенью
По словам экспертов, формулировка, предложенная Минтрансом, требует серьезных доработок.
Запрет на использование водителями посторонних устройств за рулем может быть введен не ранее следующей осени, поскольку это зависит от возможных корректировок как в самом запрете, так и в целом в пакете изменений к Правилам дорожного движения. Кроме того, формулировка запрета будет изменена, так как в текущем виде она вызывает множество вопросов и может привести к неприятным коллизиям. Подробности – в нашем материале.
Сложно исполнить, невозможно контролировать
Документ, о котором идет речь, стал доступен еще в октябре прошлого года и вносит изменения в несколько статей Правил дорожного движения. В частности, в пункт 2.7, который описывает действия, запрещенные водителю за рулем. Ведомство предлагает изменить существующую формулировку о запрете использования телефона во время движения на следующую: «[запрещено] пользоваться во время движения каким-либо устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления транспортным средством во время движения, за исключением случаев использования его функций без применения рук для целей определения маршрута движения».
Запрет, который планировалось ввести с 1 марта 2025 года, был отложен, как сообщили в Минтрансе ТАСС. В ведомстве уточнили, что изменения в Правила дорожного движения по этому вопросу не вступят в силу указанной даты. Эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по регуляторной гильотине в области безопасности дорожного движения Дмитрий Попов, который принимал участие в разработке поправок, отметил, что проблема остается актуальной, так как соответствующий пункт в ПДД не менялся уже много лет.
«С другой стороны — нет понимания и нет прямого указания на то, что отвлечение рук водителя от руля повышает риск аварийной ситуации, — пояснил эксперт. — Ведь существуют, к примеру, автомобили с механической коробкой передач. И чтобы ее переключить, руку с руля в любом случае нужно убирать. На мой субъективный взгляд, неплотный хват действительно может в некоторых экстремальных ситуациях сыграть против водителя. Но в то же время я понимаю, что ни один автопутешественник не будет останавливаться каждый раз, когда ему захочется выпить кофе. Поэтому, безусловно, вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего обсуждения».
Дмитрий Попов также подчеркнул, что в текущей редакции запрет охватывает слишком широкий спектр вещей и устройств — от мобильных телефонов до стаканчиков с кофе и сигарет, как электронных, так и обычных. Поэтому Минтранс решил отложить введение запрета на некоторое время для дополнительного обсуждения и корректировки.
«К тому же пока непонятно, как именно этот запрет будет контролироваться, — подчеркнул эксперт. — Понятно, что сотрудники ДПС не будут тормозить каждого водителя, у которого, как им показалось, что-то находится в руках во время движения. А автоматические средства фиксации пока что слишком несовершенны — нередки случаи, когда человек, уставший после долгой дороги, просто опирался щекой на ладонь, а камера «думала», что он говорит по телефону — и на этом основании выписывала штраф».
«Электронная сигарета под запрет попадает, а обычная нет»
По информации Дмитрия Попова, проект Минтранса в качестве постановления правительства может быть возвращен на рассмотрение либо этим летом, либо ближе к осени.
«Дело в том, что речь идет не только об этой конкретной инициативе, но о достаточном большом пуле поправок в ПДД, который затрагивает в том числе средства индивидуальной мобильности и другие важные аспекты, — отметил эксперт. — Если причина переноса кроется только в том запрете, который мы сейчас обсуждаем, то, думаю, его корректировка надолго не затянется и все спорные моменты разрешатся уже к лету. Если же одновременно с этим будут корректироваться другие поправки, то, полагаю, какое-то движение случится только грядущей осенью».
Заместитель главы Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов, в свою очередь, предложил сделать шаг назад и сначала определить, что именно представляет опасность на дороге: отвлечение взгляда водителя, использование одной руки и так далее.
«Иначе мы получим коллизию: например, электронная сигарета будет запрещена, а обычная, не подпадающая под определение «устройство», нет, — уточнил Холодов. — Хотя обычная, на мой взгляд, опаснее электронной. Кроме того, есть, например, такие специфические электронные устройства, как рации у дальнобойщиков, которые тоже автоматически попадут под запрет».
Александр Холодов также отметил, что стоит опираться на опыт других стран. Например, в Израиле запрещено использовать мобильные телефоны во время движения: звонить можно только через беспроводную гарнитуру, а навигатор можно использовать только при закреплении устройства на приборной панели.
В настоящее время существует много вопросов, и нет единого мнения о том, какая формулировка будет наиболее уместной. Холодов подчеркнул, что сам еще не определился с вариантом. В связи с этим он считает правильным решение отложить запрет.
По материалам «Парламентской газеты»